Под созвездием Ориона. День второй.

Продолжение продолжения (смотри: Начало, Продолжение)

День второй  

День задался с утра. Удалось встать, как и планировал - пораньше.

Над озером не было обычной утренней дымки. Небо было ясным. Солнце только показалось из-за гор. Поверхность озера была еще гладкой.  

«Завхоза» Центра Чико, живущего неподалеку, который вчера утром глаз с меня не спускал, не было видно, но полив был уже включен. Значит, уже проснулся, и, совершив обход с помповым ружьем, вверенной ему территории, удалился по своим делам. Или прикорнуть чуток.  

Он имеет способность неожиданно появляться, как будто из ни откуда, со своей помпой в любое время дня и ночи, заслышав посторонний шум. А сейчас даже не вышел на громкий всплеск от моего грузного тельца, погрузившегося в воду, посмотреть – что там такое булькает. Значит, признал во мне своего. А вчера, пока я купался и разминался все время находился где-то поблизости, что-то делая.

Хорошо познакомившись с этой водной стихией вчера, сегодня я осмелился заплыть настолько далеко, что повернул обратно только тогда, когда почувствовал, что попал в течение.  Девушки рассказывали, что здесь оно достаточно сильное, и их лодку как-то чуть не унесло в «неведомые дали», когда они пытались с воды рассмотреть вход в пещеру недалеко от Центра. С берега туда они с большим трудом пробрались только с активной помощью Мака – начальника охраны монастыря. Даже сам Мака прошел туда с трудом. А ведь он во время гражданской войны был командиром отряда, воевавшим в джунглях с повстанцами.  

С Мака мы и должны сегодня ехать к колдунам. Он знает те места. Одно время служил там. Его до сих пор там уважают.  Он небольшого роста, жилистый, сухой. Метис. Внешне дружелюбен. Но взгляд очень быстрый и пристальный. Справа, как у многих местных мужчин открытая кобура с револьвером.

Это «шериф» обширного монастырского хозяйства. Матушка ему доверяет и поручает самые важные дела. Поэтому он сам повезет нас. Для Матушки все, что касается Галины всегда очень важно. Поэтому сегодня на Мака лежат функции водителя, знатока традиций местных колдунов, основного переговорщика с ними и охранника. Без последней функции в горячей Гватемале не обойтись.  …

Девушки еще спят. Поэтому можно с чашкой горячего чая устроиться за длинным рабочим столом у широкого, во всю стену окна с видом на озеро.

Ноутбук, вай-фай, тишина, мерцающее отраженным утренним солнцем озеро за окном – что еще нужно для счастья практикующему психотерапевту, ностальгирующему по научной работе…?

Но, чу! Что это?... Кажется, в этом доме зашуршала жизнь.

Похоже, дамы пробудились, раз щен, убежавший куда-то, после нашего с ним утреннего купания, появился снова. А вот и наши дамы, с видом чуть заспанных нимф появляются в зале.  

Ну, что же! Пора завтракать и в дорогу. Колдуны уж, наверное, загрустили, ожидаючи? Ведь они же, наверняка, наперед знают, кто, когда и зачем к ним приедет. Они же маги, провидцы, волшебники и шаманы. Колдуны, одним словом! …

Колдуны

С утра день задался, поэтому погода прекрасная – ясная, солнечная.

Едем в Сан Андреас (!). Неожиданное совпадение? Или ожидаемое (колдунами) «падение сов»?

Накануне вечером обсуждали, как лучше организовать эту поездку. Галина давно профессионально изучает различные культовые обряды, в том числе колдовство и шаманизм, и прочие проявления тонких миров и человеческих предрассудков в жизни различных цивилизаций. Изучает давно, поэтому отношение ко всему подобному у нее спептически-рациональное. Однако эти культовые артефакты до сих пор существует, и для профессионального этнографа и антрополога они являются мостом между глубоким прошлым и зыбким настоящим. Поэтому и поручила своему магистранту Гале, работу по изучению роли колдунов в жизни современного сообщества потомков древних индейцев.  

Первоначально была затея Гале на себе апробировать колдовской обряд, выдумав какую-либо проблему. Воспользовавшись моим приездом, планировалось, что я выступлю в роли специалиста, который должен дать экспертную оценку особенностям работы колдуна и подготовить Галю, рассказав о способах наведения транса, тех ощущениях, которые могут при этом возникать, о том, как можно контролировать свое состояние, произвольно регулируя глубину своего погружения в транс, как противостоять возможным попыткам колдуна взять под свой полный контроль Галино поведение.

Другими словами, за 30-40 минут мне надо было из магистранта-этнографа сделать суперагентшу – Мата Хари, способную силой доброй воли, светом разума и чистотой своего подсознания подчинить черную дыру подсознания потомственного профессионального колдуна в …цатом поколении. Мне, конечно, было лестно ожидание от меня таких возможностей со стороны группы профессора Ершовой, но что-то меня остановило гарантировать 100 процентный результат такой подготовки.

Пообщавшись с Галей – прелестным, юным и нежным созданием, только вступающим во взрослую жизнь, и уяснив, что какой-либо серьезной предварительной информации об этих колдунах и способах их работы у Галины и ее команды нет, я предложил в качестве «жертвенного животного» себя.  

В прошлом моя работа включала научно-практическое изучение возможности использование транса для оказания влияния на поведение человека. В начале 90-х годов, как раз вместе со своим учителем Леонидом Павловичем Гримаком мы изучали способы, которые используют представители сект для завлечения новых адептов, исследовали возможности применения гипноза в криминальных целях. Леонид Павлович по результатам этой работы даже книжку написал – «Гипноз и преступность». Крайне интересная! Рекомендую!   

То есть, определенная подготовка у меня была. Плюс, в своей работе я сам часто использую гипноз, а что касается транса, то какая же психотерапия без него? Кстати, большую пользу для своего опыта использования гипноза я в последнее время получаю от своего молодого коллеги Геннадия Иванова, который ведет большую и серьезную работу, как по теории, так и по практике гипноза.  

В ходе обсуждения было решено, что Галина выдаст меня за своего родственника, находящегося в последнее время в угнетенном состоянии, который толком не говорит ни кому что с ним происходит, но чахнет прямо на глазах: «Обследовался, где только можно, у светил медицины Европы и Америки, смотрели врачи, начиная от ухо-горло-нос, до проктолога. Ни кто, ни чего найти не могут, а он молчит как красный партизан на допросе у беляков и чахнет. Мы его, болезного, и к бабкам нашим рязанским возили. Кто говорит «болезнь плохая», кто – порча. А какая, от чего, от кого, как помочь – ни кто не знает. Вот, дядька-колдун, приехали к Вам, как к последней надежде. Потому как о вас - гватемальских колдунах по всему миру слава великая идет - мол, все умеют, все знают, всем помогают. Спаси, сродственника. Жалко мужика, все-таки!».  

Тут следует заметить, что обсуждение это велось часа через три после моего триумфального выступления с лекцией об управлении стрессом в Университете им. Рафаэля Айяу. Поэтому я понял, что мне придется, вспомнив отечественную театральную классику от «Лебединого озера» до «Так победим!», настолько войти в образ горемыки с болезнью неясной этиологии, чтобы даже самый отпетый колдун воскликнул «Верю!».  

И вот, мы едем на северо-запад от столицы Гватемалы. Часа через 1,5 езды по горам мы добираемся до небольшого городка (или большой деревни?) с названием, созвучным моему имени.  


Подъехав к центральной части городка, где расположен католический храм, мы видим, что здесь не так как в других подобных местах.

Перед храмом горят костры, от которых поднимается едкий черный дым. Слышится музыка, играют гитары, что-то по типу «Ай-ай-ай-я-яй, компанья…ку-ку-ру-ку-ку…».

«Костры инквизиции…», – подумалось мне, - «Мы опоздали! Колдуны сожжены! Инквизиция ликует!».

 

Входим на территорию перед храмом, огороженную высоким забором. Подходим ближе. Костров несколько. Некоторые потушены, некоторые только разгораются, некоторые истово горят, источая черный дым. Вокруг каждого костра люди. Что-то делают, что - не понятно. Но все при делах. В основном, индейцы и метисы, но есть и несколько европейской наружности.  

Возле одного, ярко горящего костра стоит несколько человек. Один из них двигается больше других, то подходя к одному из стоящих, то отходя от него. Вокруг этого костра ходит трио гитаристов и хорошо поставленными голосами не фальшиво поют и играют что-то сугубо латиноамериканское. Похоже на антракт между представлениями в провинциальном цирке-шапито.  

Входим в храм. Все пространство храма занимают большие металлические столы, на которых стоят разнокалиберные свечки. На месте алтаря, возвышение, к которому ведут с обеих сторон ступеньки. На возвышении сидящая статуя человека с усами, в шляпе и костюме в натуральную величину. В дальнем углу за стеклом сиротливо жмутся две статуи каких-то католических святых.

Стены увешаны многочисленными табличками со словами благодарности, с изображением фигуры мужчины, восседающего на месте алтаря.  

Оказывается, это ни кто иной, как один из мэров этого городка, Сан Симон, который при жизни помогал своим гражданам, а после смерти, говорят, стал помогать еще сильнее. Вот благодарные жители и решили поклоняться ему, а не каким-то незнакомым и, очевидно, менее полезным католическим святым. А церковь, видя усердие прихожан в поклонении вообще, не стала перечить, а взяла, да и причислила хорошего человека-мэра к лику святых.

И народ счастлив – есть к кому обратиться за помощью. И церковь при делах – контролирует паству.

 

Буйная фантазия, распаленная видом горящих костров и отравленная их едким черным дымом (не галюциноген ли палят?!), сразу представила столицу нашей Родины, Храм …, алтарь с двумя фигурами статуй в натуральную величину. Одну - в кепке, вторую - в хорошем костюме и в белой рубашке без галстука. И две стенки напротив друг друга… Интересно, на чьей будет больше табличек?

Господи, привидится же такое…! Точно, "травку" палят! …

Народ в церкви ведет себя тоже интересно. Приходят семьями. Один из членов семьи, как потом выяснилось, владеющий искусством общения с высшими силами, начинает обряд со своим нуждающимся в помощи родственником.  

Перед началом обряда, семейный колдун на коленях по нескольку раз проползает от входа до алтаря, держа в руках свечку и тихо приговаривая что-то по себя. А уже после этого приступает к таинству.  Все делается спокойно, буднично. На нас – «белых обезьян» с фото и видеокамерами ни кто внимание не обращает.  

Пока мы пытались разобрать, кому и чем помог добрый святой дядька-мэр, стараясь не наступить на готовящихся к обряду семейных колдунов, снующих по полу на коленях и прошли обряд очищения перед алтарем, проведенной выдающейся шаманисткой современности профессором Ершовой, вернулся Мака в сопровождении колдуна. Он ходил  договариваться с колдунами.

 

Хотя он и свой, но для чистоты эксперимента Галина ему сказала основную версию о моем крайне удрученном состоянии и попросила Мака найти такого колдуна, который не будет разыгрывать шоу с бубном под аккомпанемент гитар, а действительно честно отработает свои деньги (кстати, не малые для Гватемалы).  

Пришел индеец небольшого роста (они все маленькие), одетый в обычную чистую одежду с тряпкой на голове, завязанный, как сказала потом Галина ритуальным узлом.  Галина еще раз ему рассказала нашу версию.

Я, вспомнив блестящую плеяду выдающихся отечественных актеров, начиная от Бориса Бабочкина в фильме «Чапаев», заканчивая Александром Калягиным, сами понимаете в чем, сделал скорбное лицо и нахмурился.  

Получилось смешно. Магистрант Галя, документировавшая всеми доступными способами, всю прелюдию ритуала, едва не уронила дорогую камеру, а Оля, еле сдерживая себя, чтобы не разрыдаться "от скорби", быстрыми шагами отошла в сторону.  

Еще раз договорились о том, что все будет по-взрослому, расплатились, и началась подготовка. На гонорар в лавке, располагавшейся тут же, были куплены, свежие яйца, связки свечек, шары из травы, пропитанные смолой.  Колдун нарисовал мелом круг для костра, разделил его на 4 части, обложил его свечками и горючими шарами. Меня пригласил встать там, где мне будет удобно, поджег костер и начал ритуал.  


Подробности живописать не буду – моя экспертная оценка – достояние Центра профессора Ершовой.  Фото, сделанные магистрантом Галей, достойно передают атмосферу процесса.  

Скажу только, что дядька-колдун просто работал, выполняя рутинную для себя процедуру.

Кто-то шьет сапоги, кто-то печет печенье, кто-то ловит рыбу, а он колдует. Работа такая. Есть такая профессия – для людей колдовать…! Вот он и колдует. Как колдовали его предки в ….цатом поколении.  

Должен сказать, что весь этот антураж, в целом, может оказать сильное психологическое воздействие на человека, нуждающимся в помощи. И это играет основную роль в работе колдуна. Он не использовал никакие особые приемы погружения в транс. Сама обстановке может воздействовать на неокрепшую под напором цивилизации психику аборигенов, заставить их самих непроизвольно войти в транс. Самогипноз. Спонтанная психическая саморегуляция.  

Но, в целом, смотрится интересно. Процесс продуманный и цельный. Колдун честно отработал свои деньги.


Дымом, я, правда, надышался – пришлось вечером подольше в озере отмокать….  

Когда все завершилось, и можно было выходить из сценического образа Джеймса Кука перед ритуалом священной трапезы (шутка – на самом деле, его ни кто не ел), мне, действительно, полегчало.

Вот она – магия древнего ритуала!

 

Можно сделать вывод, что и «штатные», и «семейные» колдуны, и святой мэр в этом индейском городке выполняют функцию, которую в Москве, например, выполняют психологи, психотерапевты, врачи и священники. Этакая бытовая этнопсихотерапия.

И работает! Народ идет! Желания исполняются!  

Эй, уехать, что ли в индейскую деревню! Стать индейцем! Просить доброго святого мэра!  

И будет мне счастье!…

 

Продолжение следует.

Хочу выразить свою благодарность замечательному доктору, и Человеку Андрею Борисовичу Стрельченко!!! Этот доктор помог мне справиться с тяжелым психологическим состоянием связанным с личными отношениями...


Анастасия, профессиональная спортсменка, член сборной России


Улучшение коммуникативных навыков. Отзыв по результатам устранения страха знакомства с новыми людьми...


Долгожданный второй выпуск журнала " 50 лучших биотопных аквариумов мира 2017 " уже доступен для покупки. Журнал можно приобрести всего за 300 рублей включая доставку почтой России.

Новый журнал! 50 лучших биотопных аквариумов 2017 года.