Доклад на пленарном заседании конгресса ППЛ
(17-19 октября 2014г., Москва)
Я, как ученик В.В. Макарова, позиционирую себя как психотерапевта, работающего с успешными и богатыми людьми. Много лет назад я сделал для себя вывод, что для выздоровления пациенту важно, чтобы доктор относился к нему как к здоровому человеку. Поэтому я считаю, что мои пациенты не только успешные и богатые, но еще и здоровые люди. Такие отношения между психотерапевтом и пациентом позволили сформировать определенный психотерапевтический подход, получивший название «Психотерапия здоровых».
Напомню некоторые принципы Психотерапии здоровых.
1. Здравоцентристский подход к пациентам, обратившимся за психотерапевтической помощью, при котором пациент рассматривается, прежде всего, как обладатель собственных ресурсов для преодоления возникшего кризиса.
2. Ориентация не столько на диагноз, постулируемый МКБ-10, сколько на достижение результата. Результатом такой психотерапии является формирование у человека устойчивой способности самостоятельно преодолевать жизненные кризисы.
3. Холистический подход, при котором человек воспринимается как целостная сущность, в неразрывном единстве физических, психических, социальных и духовных аспектов своей личности.
Миссией психотерапии здоровых является помощь человеку в достижении состояния благополучия на основе использование ресурсов своей личности.
Теоретической основой психотерапии здоровых является богатейшее наследие гуманистически ориентированных психотерапевтов (К. Юнг, В. Франкл, Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Берн, Э. Эриксон и др.).
Методологические основы психотерапии здоровых заложены в трудах А.М. Свядоща, А.В. Алексеева, В.С. Лобзина, М.М. Решетникова, В.В. Макарова. Наиболее полно методологические подходы психотерапии здоровых нашли свое отражение в Психологии активности Л.П. Гримака.
Методическое обеспечение психотерапии здоровых весьма обширно, поскольку предполагает использование всех модальностей, способных помочь человеку в преодолении трудных состояний, и формирующих у него навыки самостоятельного преодоления жизненных кризисов.
Идеологической основой психотерапии здоровых является мировоззрение ВОИНСТВУЮЩЕГО ОПТИМИСТА. Воинствующий оптимизм – это умение находить, фиксировать и концентрировать свое внимание на позитивных сторонах внешнего окружения и своего внутреннего мира.
Психотерапия здоровых работает во всех пяти моделях современной психотерапии. Это и профилактика заболеваний, и формирование навыков самостоятельного преодоления кризисных ситуаций, и развитие личности, и формирование адекватно-позитивной картины мира, в которой человек способен максимально полно реализовать себя, и повышение адаптивных возможностей и стрессустойчивости.
Таким образом, Психотерапия здоровых предполагает работу со всеми категориями психотерапевтических пациентов-клиентов. От больных психиатрического профиля, которым требуется помощь, например, в социализации, до психически здоровых, успешных и богатых, которым требуется помощь, например, в решении возникшего экзистенциального кризиса.
Не трудно догадаться, что при таком подходе, весьма часто приходиться сталкиваться с клиентским запросом: «Хочу быть счастливым!».Он возникает либо, сразу, в качестве основного, либо спустя какое-то время, после снятия острых проявлений кризисного состояния. Ну и, естественно, стремление к счастью заложено в природе каждого из нас.
В этой связи, позвольте поделиться результатами некоторых своих размышлений на тему значения понятия счастья в психотерапии здоровых.
Коллеги—психологи некоторое время назад проводили опрос среди разных категорий наших сограждан на тему: «Что такое — счастье?».Не затрагивая социально-психологических аспектов результатов этого опроса, замечу, что ответы были весьма разнообразны. Универсального, всеобъемлющего и всех устраивающего определения счастья нет и быть не может. У каждого из нас оно свое. Разное. Меняющееся. В зависимости от актуальной потребности каждого из нас.
Помните в фильме «Доживем до понедельника» мальчишка, страдающий от непонимания со стороны первой красавицы класса, написал, что «Счастье — это когда тебя понимают». А в культовом фильме «Москва слезам не верит» главный герой Гоша на вопрос «Гоша, так вы самый счастливый человек на свете?» уверенно ответил, что ему до полного счастья не хватает стакана холодной газировки.
Болеющий человек становится счастливым, когда выздоравливает. Некоторые говорят: «Счастье — это когда нет несчастья» - но это, по-моему, совсем грустно: и несчастья нет, и счастье какое-то сомнительное....Поэтому-то, наверное, так непонятны многим отсутствие ощущения счастья у тех, кто обеспечен тем, чего нет у других. Это может быть все что угодно: деньги, машина, здоровье, ум, сила, красота, дети, время, свобода, занятость, дом. А также отсутствие всего выше перечисленного у тех, у кого это есть, но это по каким-то причинам их тяготит.
Какое оно, однако, обманчивое, это счастье!
Меня тоже не обошло стремление сформулировать свое определение счастье.
Вот оно: «Счастье — это состояние, возникающее у человека, при удовлетворении его актуальной потребности, характеризующееся, как правило, ярким переживанием позитивных эмоций».
Вы еще не заснули? Но явно не повеселели, выслушав мое «правильное» определение счастья. Так бывает всегда, когда пытаются что-то глубоко духовное всунуть в прокрустово ложе логики. Во истину: «Слово изреченное — есть ложь»!
Я считаю, что переживание счастья доступно, прежде всего, духовно богатым людям, осознавшим свою самость. Я много раз замечал, что у духовно обделенных людей возникают серьезные проблемы с переживанием счастья. Они часто даже не понимают, о чем идет речь. И для того, чтобы такой человек начал ощущать себя счастливым, в начале ему требуется осуществить серьезную работу со своей личностью. Взрастить свою душу.
Понимая всю трудность миссии «осчастливливать» людей, я все же решился на этот шаг. Даже книгу написал. Называется «Искусство счастья. Самоучитель».Название книги говорит само за себя. В нем я отразил свое отношение к тому, как можно привнести в свою жизнь больше счастья. Книга написана по основе моего опыта психотерапевтической практики и содержит большое количество техник и практических рекомендаций.
Мое отношение к тому, как научиться быть счастливым формулируется тремя позициями.
Первое. Быть счастливым – это искусство. Здесь, как в музыке. Есть абсолютный слух, но недостаточно техники игры – Шубертом не стать. А если вообще не подходил к инструменту, то можешь никогда и не узнать о своем музыкальном слухе. Слух – так себе, но человек сутками не вылезает из-за инструмента. И становится, пусть не великим, но хорошим, возможно – выдающимся исполнителем. Похоже обстоит дело и со счастьем: можно научиться быть счастливым.
Второе. В нашей жизни существуют разные сложные ситуации: кризисы и стрессы, трудности понимания и нездоровье. Именно на фоне этих ситуаций особенно трудно ощущать счастье. Если ты умеешь их преодолевать, значит, тебе легче приходить к счастью. Счастью достижения.
Третье. Счастье нельзя измерить. Оно слишком субъективно. И каждый из нас сам определяет эту меру: Удовольствие, Радость, Счастье. Какое количество Удовольствия требуется, чтобы испытать Радость? А сколько Радостей содержит одно Счастье? То есть, можно научиться «сдвигать» отметку своего «измерителя счастья», снижая для себя порог доступности этого состояния. А согласно утверждению В.В. Макарова, ощущение успешности способствует ее повышению. Наверное, это применимо и к счастью?
У меня в кабинете есть Стена Счастья. Она испещрена разноцветными отметками и цифрами. Эти отметки сделаны моими пациентами.Каждый день ко мне приходят пациенты со своими проблемами. Каждый со своей. Проблемы разные. Начиная от трагической гибели ребенка и заканчивая отсутствием интереса к некогда любимому и весьма успешному бизнесу. И я часто прошу пациентов определить на сколько процентов они чувствует себя счастливыми. Подавляющее большинство делают отметку, превышающую 50%. Подчеркну: это люди, обратившиеся за психотерапевтической помощью.
Но в этом мире не все зависит от нас с вами. Есть силы, мешающие человеку быть счастливым? И это даже не американские империалисты и не исламистские радикалы.
Вы будете смеяться, но это... наши родители. Да-да! Наши родители, которые нам подарили жизнь, которые нас очень любят, которые научили нас быть достойными членами общества. И, тем не менее, именно родители, зачастую, строят баррикады на пути к счастью своих детей.
Невольное препятствование счастью своих детей - это и наша отечественная особенность, и общемировая тенденция.
Начну с общих тенденций. Родители, выполняя свою родительскую миссию, формируют нас под себя, обучая нас тому, «что такое хорошо, а что такое плохо», учат нас жить и выживать в социуме. Как вы знаете, под влиянием родительской семьи у нас формируются установки — так называемые Побудители.Им мы неосознаваемо следуем в сложных жизненных ситуациях. И не всегда они соответствуют сегодняшним реалиям. А если ты не соответствуешь реальности, как же ты можешь достигать свои цели. А если ты не достигаешь цели, то, о каком таком счастье можно говорить.
Ну, ладно, когда эти Побудители носят позитивно-конструктивный характер: Будь сильным! Старайся! Торопись! Будь лучшим!А как вам такие Побудители: «Не путайся под ногами!», «У тебя ничего никогда не получится!», «Бедняжка ты моя!», «Деньги — зло!», «Чтоб ты сдох!».
Подавляющее большинство наших пациентов, какие бы они не были успешные, богатые и здоровые, имеют в своем анамнезе неразрешенный внутренний конфликт между ортодоксальным родительским Побудителем и креативной реальностью бытия. Поэтому, практически с каждым из таких пациентов на определенном этапе психотерапии приходится выявлять негативное влияние Побудителей и тренировать пациентов в умении давать себе Разрешения. Часто на этапе работы в парадигме «Побудитель — Разрешение» всплывают проблемы созависимого поведения.
А теперь о нашей, российской специфике. В историях жизни семей многих наших соотечественников было слишком много несправедливости, жестокости и насилия. Многие наши предки просто не научились быть счастливыми. Трагедия наших предков заключалась в том, что живя в условиях Традиционного миропорядка, которому свойственна именно стабильность бытия, они, в силу исторических причин были лишены этой стабильности. Они боялись чувствовать себя счастливыми, ощущая нестабильность миропорядка, повлиять на который они были не властны. Отчасти отсюда исходили злость и зависть к тем, кто был более свободен и мог чувствовать себя счастливым. Поэтому так сильны в наших национальных традициях предпочтение «сирых и убогих» ярким и успешным.
Однако, жизнь меняется, и человечество начинает обретать большие степени свободы. С этим, очевидно, связано такая особенность современной действительности, как Изменчивость. И человеку, неспособному к освоению новых степеней свободы, уже трудно адаптироваться к окружающему миру.
В этой связи вопрос о важности уметь быть счастливым обретает не только эмоционально-эстетическую окраску, но и становится физиологической потребностью здорового человека. Счастья не может быть постоянным. Оно всегда краткосрочно и его всегда не хватает. Так уж мы устроены, что нам всегда чего-то не достает, мы всегда чего-то хотим, у нас всегда есть неудовлетворенные потребности. И это здорово!Так как, достигая цели, удовлетворив потребность, мы радуемся, испытываем удовольствие, чувствуем себя счастливыми. Так проявляется правильная работа нашего бессознательного. Ведь цель работы бессознательного человека – получение удовольствия. Радуясь, чувствуя себя счастливым, мы подкрепляем наше бессознательное положительной обратной связью. Тем самым, поощряя его продолжать стремиться к удовольствию. Так в нашем бессознательном рождаются мотивы к достижению очередных целей. Чувствуя себя счастливым (пусть на минуточку!), ты замыкаешь круг бесперебойной, надежной, правильной работы своего бессознательного.
Таким образом, можно сделать вывод: ощущение счастья необходимо нашему организму, нашей психике для правильной, надежной работы.
Возрадуемся же! Чтобы быть здоровыми и счастливыми!
И напоследок несколько слов о формуле достижения счастья. Когда она возникла, я сам поразился ее простоте:«Понимая Мир, управляй глубиной своего «погружения». Сохраняя баланс, скользи, если понимаешь, что Это изменить ты не можешь».
Правда, здесь есть два важных условия. Первое – ты должен понимать этот мир. Второе - ты должен уметь управлять собой. Понимание мира и умение управлять собой предполагают, что человек предварительно совершил определенную работу над собой – повысил свою духовность и самоосознанность.
С духовности начали, духовностью завершаем. Круг замкнулся.
Доклад закончен. Спасибо за внимание! Будьте счастливы!
Улучшение коммуникативных навыков. Отзыв по результатам устранения излишней стеснительности...
Он научил меня любить и уважать себя, с уверенностью смотреть на будущее...
Все началось с неприятной ситуации, работая в пожарной охране, в одну из тренировок я не смог пройти дымокамеру...