Экзаменационный стресс - 2

Продолжение. Начало - см. "Экзаменационный стресс".

Случай из практики.

Недавно обратилась ко мне выпускница 11-го класса Татьяна В. с жалобами на чрезмерную тревогу, раздражительность, не свойственную ранее грубость по отношению к своим близким в ответ на проявления ими заботы.

Девушка успешно училась в течение всех 11-ти лет и сейчас вполне заслуженно расчитывает на медаль. Выпускные экзамены сдает успешно, но накануне, и в процессе их сдачи очень волнуется, что иногда сказывается на качестве и заметно со стороны.

Дошло до того, что один из учителей, желая, очевидно, успокоить, высказался, что как бы она не старалась получить по окончании школы медаль, все равно в жизни успеха добиваются не отличники, в троешники, которым все равно какую оценку им поставят на экзамене. Поэтому, мол, и волноваться не стоит ....

Наверное очень сильно хотел успокоить …, но не смог — девочка, «почему-то» разволновалась еще больше.

Раздражительность проявляется спонтанно, неожиданно для нее самой, в ответ на дображелательные слова и действия близких.

Все это ее сильно тревожит, т.к. раннее ничего подобного она за собой не замечала. В тоже время, наблюдая за тем как ее одноклассники относятся к экзаменам, она чувствует, что ее волнения действительно могут быть чрезмерными.

 

Сначала несколько слов о природе ее чрезмерного волнения и необычной раздражительности.

Оба эмоциональных проявления вполне адекватны и являются НОРМАЛЬНЫМ проявлением ответственного человека в сложной ситуации оценки его многолетней деятельности.

Ведь Татьяна в течении всех лет обучения в школе стремилась к высшим достижениям — высоким баллам за свои знания, которые оцениваются медалью. Выпускные экзамены — итог ее каждодневного одинадцатилетнего труда. Причем, отличного труда!

Школьные выпускные экзамены у тех из нас, кто не связал свои дальнейшую жизнь со школой, бывают первый и последний раз.

Поэтому волнения Татьяны естественны. Более того, они то как раз более естественны, чем спокойствие троешников и «успокаивающие» аргументы педагога.

У первых это может быть проявлением эмоциональной тупости, а у второго - профессионального выгорания. И то и другое, кстати, успешно лечится психотерапией.

Раздражительность, к сожалению, также вполне естественна у такого человека как Татьяна. Она обладает высокой степенью ответственности. Для таких людей характерна способность к высокой концентрации внимания, сил, энергии, эмоций (и пр.) для достижения цели. Любое вмешательство, пусть даже с любовью, с желанием помочь и оказать поддержку, могут восприниматься как то, что может нарушить эту концентрацию.

Состояние концентрации Татьяны напоминает пушечное ядро: оно совершенной округлой формы, наполнено зарядом и нацелено на результат. Оно цельное, полное и не требует чего-то еще дополнительно. Все что идет сверх того, что уже есть — лишнее. Оно нервирует и вызывает раздражение.

Близкие должны помнить об этом и терпеть: к целеустремленным, ответственным и заряженным на результат абитуриентам нельзя подходить ближе чем на расстояние, равное длине совковой лопаты, на которой должен лежать очень питательный корм. Кормить абитуриентов следует обильно, часто и качественно!

Шутка!

Упражнение «Накануне экзамена»

Это упражнение целесообразно проделать вечером, накануне экзамена.

1. Расслабьтесь любым известным вам способом.

2. Прикройте глаза.

3. Представьте себе утро экзаменационного дня. Вы хорошо выспались, потому, что накунуне легли рано и проспали 8 часов.

4. Только проснувшись, но еще лежа в постели, вы произносите по себя: мантру: «Я самый (ая) умный (ая)! Я самый (ая) успешный (ая)! Я самый (ая) удачливый (ая)! Я все знаю! Всю умею! Все могу! Я ХОЧУ встать, бысто собраться, пойти на экзамен и получить высший балл!».

5. Представить себя, выходящим из аудитории, где сдавал экзамен, счастливо улыбающимся.

6. Мысленно представить себе как вы совершаете все необходимые утренние процедуры, как выходите из дома и добираетесь до места сдачи экзамена. Важно ярко представлять себя энергичным, с хорошим настроением, в состоянии легкого предстартового возбуждения, легкой спортивной злости, мол, «... я сейчас вам себя покажу»!

7. Ярко представить себе как вы легко, красиво и с удовольствием сдаете экзамен.

8. Ярко представить себя как вы с удовольствием получаете высший балл, сделав все, что запланировали.

9. Произнести про себя мантру: «Я все знаю! Всю умею! Все могу! Все что я ХОЧУ у меня получается легко, красиво и с удовольствием!».

Утром повторите нужную мантру.

Упражнение «Проветривание головы»

Эту дыхательную технику на одном из тренингов мне показал профессор В.В. Макаров.

    Подбородок чуть выше линии горизонта. Делайте быстрые и короткие вдохи и выдохи через нос.

    Постарайтесь найти свой ритм дыхания.

Выполняйте упражнение до легкого головокружения или в течение одной минуты.

Удачи! Ни пуха, ни пера!

Если Вы хотите в дальнейшем получать от меня полезную и актуальную информацию о том, как помочь себе в трудных жизненных ситуациях, пройдите, пожалуйста, зарегистрацию:

Решайтесь, Звоните, Записывайтесь и Приходите, чтобы РЕШИТЬ свои проблемы!
+7–(919)-770-3583

Улучшение коммуникативных навыков. Отзыв по результатам устранения страха знакомства с новыми людьми...


Все началось с неприятной ситуации, работая в пожарной охране, в одну из тренировок я не смог пройти дымокамеру...


Удивительный психолог! Смогли разобраться во многих вещах...


Долгожданный второй выпуск журнала " 50 лучших биотопных аквариумов мира 2017 " уже доступен для покупки. Журнал можно приобрести всего за 300 рублей включая доставку почтой России.

Новый журнал! 50 лучших биотопных аквариумов 2017 года.