ѕсихотерапевт —трельченко јндрей Ѕорисович +7 (919) 770-35-83
√армоничные отношени€
”спех и благополучие
Ёнерги€ и радость

mail icq skype

ќт рождени€ до смерти. »скусство счасть€.

 артина ј. ‘адина ""Ќас не догон€т

“екстовый вариант доклада в Ќ÷ акушерства, гинекологии и перинатологии им. ак. ¬.».  улакова, ћосква,11.06.14.

Ѕританские ученые, известные своей дотошностью и вниманием ко вс€кого рода житейским мелочам, утверждают, что каждый раз, когда речь заходит о счастье, у абсолютного большинства людей отмечаетс€ повышение интенсивности эмоциональных переживаний. 

ƒа что там, британские ученые! —обственные наблюдени€ за людьми, с которыми работаешь на групповых тренингах, на психотерапевтических сесси€х, коуч-консультаци€х и пр., показывают, что эта тема мало кого оставл€ет равнодушным. 

ѕричем, совершенно четко можно отследить две тенденции. 

 то-то, на вопрос что такое счастье и как сделать доступным дл€ себ€ ощущение счасть€, затаивает дыхание в предвкушении услышать от мен€ магические слова, а еще лучше увидеть, красивые пассы, которые вмиг сделают его счастливым. 

» тут €, весь в белом, аки ÷аревна-лебедь - взмахнул правым рукавом, и наступило счастье вселенское. ј левым уже и махать не надо – все и так хорошо.... 

 то-то про себ€ скептически усмехаетс€: «Ќу вот, еще один гуру выискалс€: учить жизни будет! ”читель счасть€...!».

Ќо быть счастливым хочет каждый с момента по€влени€ на свет до ухода в мир иной. Ёто наше врожденное свойство. »нстинкт!

»ногда, когда речь заходит о счастье, кто-то – из числа прагматиков, довер€ющих не столько чувствам, сколько фактам и делам, задает мне встречный вопрос: «ј ты сам-то, счастлив?».

¬опрос дл€ мен€ непростой. 

ќтвет на него € дл€ себ€ сформулировал не так давно.

я умею быть счастливым.

»менно это умение и позвол€ет мне обсуждать эту тему и помогать тем, кто хочет научитьс€ ощущать состо€ние счасть€. 

Ќа самом деле, у каждого из нас есть эта способность – чувствовать себ€ счастливым. Ќо не каждый из нас умеет ею пользоватьс€. ј этому можно и нужно научитьс€. 

 ак можно и почему нужно? ќб этом можно прочесть в моей книге «»скусство счасть€. —амоучитель» (http://www.ozdr.ru/kniga_iskussvo-schastia.html ). 

Ќазвание книги говорит само за себ€. ¬ этом названии € постаралс€ отразить свою отношение к тому, как можно привнести в свою жизнь больше счасть€. 

Ёто мое отношение формулируетс€ двум€ позици€ми.

ѕервое. Ѕыть счастливым – это искусство. «десь, как в музыке. ≈сть абсолютный слух, но недостаточно техники игры – Ўубертом не стать. ј если вообще никогда не подходил к инструменту, то можешь никогда и не узнать о своем уникальном музыкальном слухе. 

—лух – так себе – средненький. Ќо человек сутками не вылезает из-за инструмента. » становитс€, пусть не великим, но хорошим, возможно, выдающимс€ исполнителем. 

ƒл€ того чтобы стать счастливым, надо учитьс€!

¬торое. ¬ нашей жизни существуют разные сложные ситуации: кризисы и стрессы, трудности понимани€ и нездоровье. »менно в этих ситуаци€х особенно трудно чувствовать себ€ счастливым. ≈сли ты умеешь их преодолевать, значит, тебе легче приходить к ощущению счасть€. 

Ћюди, умеющие делать себ€ счастливыми, легче перенос€т жизненные неур€дицы!

ƒл€ тех, кому лень книжки читать, да и делать особенно ничего не хочетс€, а все же тема интересна, наверное, будет любопытно узнать:

„то такое – счастье?

 то мешает человеку быть счастливым?

ѕочему важно уметь быть счастливым?

„то можно сделать, чтобы стать счастливым?

„то такое – счастье?

 огда в большой аудитории слушателей задаешь этот вопрос, в ответ слышишь массу вариантов ответов. ѕричем, у каждого свой вариант, а, значит, свое понимание счасть€. 

Ётот вопрос занимает умы человечества на прот€жении всей истории нашей цивилизации. ¬еличайшие мыслители древности иногда счастье отождествл€ли с удовольствием (древнегреческий философ јристипп), иногда – с отсутствием страданий и безм€тежностью души (древнегреческий философ Ёпикур). ѕозже, в эпоху утилитаризма (18-19 века), счастье отождествл€ли с пользой и успехом (». Ѕентам). 

(ѕочему-то, кажетс€, что все величайшие мыслители жили «в древности». “оли величайшие мыслители перевелись, толи они «в древности» уже обо всем подумали, а наш удел только повтор€ть их мудрые мысли.).

ѕольский философ уже нашего времени ¬ладислав “атаркевич выдели четыре аспекта счасть€ (по ¬.¬. ћакарову).

—частье как счастлива€ судьба, удача.

—частье как сильные радости, переживани€.

—частье как обладание наивысшими благами.

—частье как удовлетворЄнность жизнью.

¬се это подтверждает только одно: универсального, всеобъемлющего и всех устраивающего определени€ счасть€ нет и быть не может. ” каждого из нас оно свое. ќно также уникально и неповторимо, как отпечатки пальцев. 

ѕри этом, оно не только неповторимо-индивидуально, но еще и склонно к посто€нной трансформации. Ќаше счастье мен€етс€ в зависимости от наших актуальных потребностей. 

ѕомните, в фильме «ƒоживем до понедельника», мальчишка, страдающий от непонимани€ со стороны первой красавицы класса, написал, что «—частье — это когда теб€ понимают». 

ј в культовом фильме «ћосква слезам не верит» главный герой √оша на вопрос: «√оша, так вы самый счастливый человек на свете?», уверенно ответил, что ему до полного счасть€ не хватает стакана холодной газировки. 

Ѕолеющий человек становитс€ счастливым, когда выздоравливает. Ќекоторые говор€т: «—частье — это когда нет несчасть€». Ќо это, по-моему, совсем грустно: и несчасть€ нет, и счастье какое-то сомнительное....

ѕоэтому-то, наверное, так непон€тны многим отсутствие ощущени€ счасть€ у тех, кто обеспечен тем, чего нет у других. 

Ёто может быть все, что угодно: деньги, машина, здоровье, ум, сила, красота, дети, врем€, свобода, зан€тость, дом. ј также отсутствие всего выше перечисленного у тех, у кого это есть, но по каким-то причинам их т€готит. 

¬ свою очередь, € дл€ себ€ также сформулировал свое определение счасть€. 

—частье — это состо€ние, возникающее у живого существа при удовлетворении его актуальной потребности, характеризующеес€, как правило, €рким переживанием позитивных эмоций. 

¬ы не сильно заскучали, прочт€ мое определение счасть€? Ќо €вно не повеселели, пыта€сь вдуматьс€ в его смысл. 

“ак бывает всегда, когда пытаютс€ что-то глубоко духовное всунуть в прокрустово ложе логики. ¬о истину: «—лово изреченное — есть ложь»!

я считаю, что переживание счасть€ доступно, прежде всего, духовно богатым люд€м. я много раз замечал, что у душевно обделенных людей возникают серьезные проблемы с переживанием счасть€. ќни часто даже не понимают, о чем идет речь. » дл€ того, чтобы такой человек начал ощущать себ€ счастливым, в начале ему требуетс€ осуществить серьезную работу со своей личностью. ¬зрастить свою душу. 

Ётот мой тезис может показатьс€ противоречащим моему же утверждению, что не только человеку доступно ощущение счасть€, но, на мой взгл€д, животные часто бывают гораздо более душевно щедрее, чем некоторые люди. 

Ќо вернемс€ к определению.

¬ этом определении счасть€ дл€ мен€ важно:

- ощущени€ счасть€ не €вл€етс€ исключительной привилегией Homo sapiens (животные также могут быть счастливыми);

- ты можешь быть счастлив, удовлетворив свою потребность;

- €ркие позитивные эмоции €вл€ютс€ свидетельством ощущени€ счасть€.

ƒл€ практического применени€ теми, кто хочет уметь быть счастливым, эти выделенные мною аспекты позвол€ют:

- быть готовым к возникновению ощущени€ счасть€ в любое мгновение жизни; 

- учитьс€ у братьев наших меньших, тому от чего можно быть счастливым, и уметь отдаватьс€ этому состо€нию в полном объеме.

 то мешает человеку быть счастливым?

Ќа первый, и, в целом, правильный взгл€д ответ очевиден: «„еловек сам себе мешает быть счастливым».

Ќо почему мы часто не даем себе возможность быть счастливыми?

ќтвет на этот вопрос некоторых может поразить. ј дл€ кого-то он будет очевиден.

Ќам мешают быть счастливыми наши родители.

ƒа-да! Ќаши родители, которые нам подарили жизнь, которые нас очень люб€т, которые научили нас быть достойными членами общества.  оторые нас выучили жизни и вложили в нас свою душу….

¬ложили свою душу? 

“ак у мен€ мо€ душа или родительска€? 

ј € живу своей жизнью или жизнью родителей?

ј если € живу своей жизнью, то, как с этим уживаетс€ «вложенна€ в мен€» родительска€ душа?

» где та тонка€ грань, котора€, наверное, все же отдел€ет родительское от моего, собственного?

¬опросы, вопросы, вопросы…. Ќе решив которые вр€д ли можно быть счастливым. 

» это, заметьте, при люб€щих родител€х! 

ј как быть с уродами, ненавид€щих своих детей?  аково стать счастливым, человеку, жизнь которого с момента зачати€ омрачена нелюбовью?

Ќевольное преп€тствование счастью своих детей - это и наша, отечественна€ особенность, и всеобща€, мирова€ тенденци€. 

Ќачну с общих тенденций. 

–одители, выполн€€ свою родительскую миссию, формируют нас под себ€, обуча€ нас тому, «что такое хорошо, а что такое плохо», учат нас жить и выживать в социуме. 

ѕод вли€нием родительской семьи у нас формируютс€ установки. »х еще называют ѕобудител€ми.

ѕо ¬.¬. ћакарову, побудители – указани€, полученные нами в детстве от родителей, ставшие нашими личными стереотипами, которым мы неосознаваемо следуем в сложных жизненных ситуаци€х. 

ѕобудители служили облегчению жизни в родительской семье. —ледование побудител€м обеспечивало нам одобрение - тогда, в детстве, в определенных ситуаци€х. —егодн€ мы неосознанно следуем им в надежде получить возможность чувствовать себ€ в пор€дке, несмотр€ на ограничени€, которые они накладывают, усложн€€ нашу жизнь. 

ѕоведение под давлением побудителей не всегда бывает неэффективно, а требовани€ побудителей, часто невыполнимы. 

 огда мы действуем под давлением побудителей, мы показываем характерные способы поведени€, которые, если посмотреть со стороны, в принципе, не соответствуют конкретной ситуации. 

–одительские побудители формируют наши базовые убеждени€. » не всегда они соответствуют сегодн€шним реали€м. 

ј если ты не соответствуешь реальности, как же ты можешь достигать свои цели? 

ј если ты не достигаешь цели, то, о каком таком счастье можно говорить? 

ѕобудители бывают разные. »х бывает достаточно много. ≈сть побудители, которые во многих (но не во всех!) житейских ситуаци€х нам помогают: «Ѕудь сильным!», «—тарайс€!», «“оропись!», «Ѕудь лучшим!», «“ы же мужчина!», «“ы же девочка!»…. 

ј как вам такие побудители: «”гождай!», «Ќе путайс€ под ногами!», «” теб€ ничего не получитс€!», «ѕо тебе тюрьма плачет!», «Ѕедн€жка ты мо€!», «ƒеньги — зло!», «„тоб ты сдох!»…. 

ј теперь о нашей, российской специфике. 

 ак отмечает профессор ¬.¬. ћакаров, наши родители зачастую не умели быть счастливыми. «нали, что за счастьем следует несчастье, за счастье нужно платить, бо€лись зависти. Ћюди, испытывающие счасть€ могли становитьс€ просто объектом агрессии окружающих. 

¬сЄ пришло к тому, что человек несчастный больше ценитс€ в нашем обществе и с удовольствием опекаетс€. 

–адует то, что у человека разумного есть возможность осознать себ€, свою жизнь, и отвечать на актуальные дл€ себ€ вопросы. 

ѕри€тно то, что осознание проблемы уже в два раза облегчает ее решение. 

ј теперь, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «ѕочему нам важно уметь быть счастливыми?». 

» это вопрос уже не столько о психологии, сколько о физиологии, точнее – о психофизиологии человека.

ћы уже обсудили, что счастье не может быть посто€нным (у психически здоровых людей). ќно всегда краткосрочно и фрагментарно. » его всегда не хватает. 

“ак уж мы устроены, что нам всегда чего-то не достает. ћы всегда чего-то хотим. ” нас всегда есть неудовлетворенные потребности. ¬ начале жизни – одни, в конце – другие, а посередине – еще и третьи с четвертыми. 

» это - здорово!

»ме€ неудовлетворенную потребность, мы ставим цель. ƒостига€ цели, удовлетворив потребность, мы радуемс€, испытываем удовольствие, чувствуем себ€ счастливыми. “ака€ уж программа в нас встроена —оздателем. 

–аду€сь, чувству€ себ€ счастливым, человек подкрепл€ет правильность функционировани€ своего бессознательного. ¬едь основной принцип работы бессознательного – ѕринцип ”довольстви€. 

¬се действи€ человека, осуществл€ющиес€ без контрол€ сознани€ – по командам бессознательного направлены на то, чтобы человек был бы удовлетворен, испытал удовольствие. »менно поэтому так иногда сложно найти внутреннюю гармонию между «разумом» и «сердцем» - сознанием и подсознанием. 

»спытав удовольствие, почувствовав, хот€ бы на секундочку, себ€ счастливым, подтвердив своему бессознательному правильность того, что оно делает, человек стимулирует бессознательное к продолжению формировани€ очередных желаний. “ак в нашем бессознательном рождаютс€ мотивы к достижению очередных целей. 

≈сли человек не подкрепл€ет радостью, счастьем, позитивными эмоци€ми свои достижени€, успехи, победы (все равно какие!), он вносит сбой в правильную программу работы бессознательного. 

Ѕессознательное «перестает понимать» правильно ли оно делает или нет. » через какое-то врем€ просто перестает генерировать энергию желаний. Ќаступает состо€ние, нос€щее красивое название – «профессиональное (эмоциональное) выгорание».

„увству€ себ€ счастливым, пусть на мгновение, ты замыкаешь круг бесперебойной, надежной, правильной работы своего бессознательного. ј бессознательное, кстати, отвечает за работу всех органов и систем организма. 

“аким образом, можно сделать вывод: ощущение счасть€ необходимо психике человека, всему его организму дл€ правильной, надежной работы.

„то можно сделать, чтобы стать счастливым?

 аждый, кто так или иначе обсуждает тему счасть€, считает своим долгом дать какие-либо рекомендации, как стать счастливым. 

» это замечательно! »бо человек делитс€ своим опытом достижени€ счасть€. ј ведь одним из способов познани€ €вл€етс€ изучени€ опыта других. 

ѕозволю себе привести рекомендации авторитетнейшего психотерапевта мирового класса, профессионала по человеческому счастью профессора ¬.¬. ћакарова. 

¬ приведенных ниже одиннадцати правилах он обобщил не только мировой, но и личный опыт достижени€ счасть€. » это делает эти правила особенно ценными.

ќдиннадцать правил пути к счастью (по ¬.¬. ћакарову)

1. –адоватьс€ всем своим достижени€м, как планируемым, так и неожиданным.

2. ѕолностью реализовывать свой потенциал. 

3. „асто отвечать себе на вопрос: «„его же € действительно хочу в моей жизни?». 

4. ѕосто€нно расшир€ть пространства счасть€ и любви в моей жизни. 

5.ѕроводить больше времени в непосредственном  контакте с близкими людьми. 

6. ¬ неудачах видеть новые возможности. 

7. «аниматьс€ любимым делом, стимулирующим развитие. 

8. Ѕыть открытым и позвол€ть близость по отношению к самому себе и другим люд€м. 

9. ѕрибегать к позитивной рефлексии и избегать негативную рефлексию. 

10. —пать столько, сколько требует организм. 

11. ѕериодически позвол€ть себе вкусно кушать.

≈сли у вас еще остались вопросы о том, как привнести в свою жизнь счастье, перечитайте все сначала, прочтите книгу, а лучше – встаньте и начните становитьс€ счастливым пр€мо сейчас. 

Ѕудьте счастливы! 

≈сли ¬ы хотите получать от мен€ интересную и нужную информацию, пройдите регистрацию:


Posts: 2
Comment

Reply #2 on : –Т—В—А –Ф–µ–Ї–∞–±—А—М 02, 2014, 14:02:07

Posts: 2
Comment

Reply #1 on : –І—В–≤ –Ш—О–љ—М 26, 2014, 09:19:32

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.