Готов понять тех своих коллег, у которых при словосочетании «психотерапия здоровых» на лице появляется гримаса недоумения: если ты проводишь терапию, значит человек болен, если ты работаешь со здоровым, тогда это не терапия.
Логично и правильно с точки зрения здравого смысла. Однако если мы будем руководствоваться только принципом здравого смысла, тогда многие реалии нашей повседневной жизни окажутся за его пределами.
Поэтому, не фиксируясь на терминологии, попытаемся разобраться в сути процесса, которым мне, да и, наверное, многим из коллег, приходится заниматься практически каждый день, принимая клиентов, пришедших на психотерапевтический прием.
Чаще всего - это вполне здоровые физически и психически люди, которые хотят повысить качество своей жизни. Кого-то не устраивает спонтанность своих же поступков, кто-то недоволен отношениями с партнером, кто-то считает себя способным на большее, но не знает, на что именно и как этого достичь. Часто такие клиенты обладают высоким социальным статусом и достаточным уровнем доходов, они уже многого достигли в жизни. Не приходится также сомневаться в сохранности их умственных способностей и психической адекватности.
И здесь мы вынуждены уже в который раз столкнуться с решением «вечного» философского вопроса: «Что такое здоровье?».
Если обратиться к ВОЗовскому определению здоровья, согласно которому "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов" [2], то можно прийти к выводу, что в нашей стране, наверное, только два здоровых человека.... Мы все их хорошо знаем — их каждый день нам показывают по телевизору. Хотя наша страна и обладает свойством «особости», думаю, что и в других странах, согласно ВОЗовскому определению, здоровых людей — не так уж и много.
Даже, если не учитывать «болезни и физические дефекты», счастливое сочетание всех трех остальных компонентов здоровья - «физическое, душевное и социальное благополучие» - сегодня встретить трудно.
Такого рода дефицит здоровых людей можно было бы отнести за счет несовершенства самого определения. Хотя раньше несоответствие этого определения с жизненными реалиями ощущалось не так остро. Можно предположить, что дело не только в определении, но и в тенденциях, наметившихся в последнее время.
Об одной из них - процессуально-экзистенциальном кризисе, когда процесс преобразования человеком среды своего обитания входит в противоречие с самим смыслом этой деятельности, я говорил на нашем конгрессе четыре года назад. Говорил с надеждой. За это время многое изменилось. Надежды кончились — кризис усугубился....
Стоит нам вынырнуть из профессиональной среды и начать процесс отрефлексирования широко обсуждаемых в обществе тем, мы можем отметить четкую тенденцию СМИ к муссированию апокалипсических сюжетов. При всей тенденциозности СМИ в выборе обсуждаемых тем, они чутко отражают доминирующие в обществе настроения. А это значит, что общество настраивает себя на катастрофический сценарий.
Казалось бы, в мире появилось достаточно объективных предпосылок для тревожного ожидания близкого конца - возрастание числа природных и техногенных катастроф, нарастание идеологического и конфессионального противостояния, терроризм и т.д. В то же время, из истории и литературы нам известно, что такого рода катастрофическое мировоззрение периодические возникает в обществе. Взять, хотя бы, декадентство начала прошлого века.
Ожидание грядущего конца по-разному влияет на поведение живых существ. Кого-то это мобилизует, и активность существа повышается. Кто-то впадает в ступор и его продуктивность падает. Эти реакции можно наблюдать как на уровне поведения отдельного живого существа, так и в поведении семей, сообществ, наций, народов, государств, всей планеты. Примерами такого рода реакций, связанных с проявлением активности, могут служить: на планетарном уровне - повышение интенсивности природных катаклизмов, на национальном - сверхинтенсивный рост экономики ряда стран (например, Китая, Индии), последние события на севере Африки и в Азии; на уровне сообществ — возрастание роли ислама; на семейном уровне — нестабильность этого общественного института; на уровне личности — рост проявлений панических атак.
Быстрота изменений status quo становится отчетливой тенденцией современного этапа нашей жизни.
Чтобы как-то уравновесить внешнюю нестабильность, человек подсознательно стремиться затормозить, замедлить, хоть что-нибудь. И … впадает в депрессию. Предполагаю, что именно такого рода системный механизм дополняет реакцию «замирания» при стрессе, что создает отчетливую тенденцию нарастания депрессивных проявлений у населения многих стран мира.
Если продолжать проводить параллели между активным и пассивным способом реагирования на стресс и состоянием российского общества, можно сделать вывод, что наше общество находится в депрессии. Одним из ярчайших иллюстраций этого является широко известный «русский крест» - график демонстрирующий соотношение рождаемости и смертности в современной России. На нем представлены кривые рождаемости и смертности, которые пересеклись в начале 90-х и вот уже 20 лет никак не могут пересечься опять. Кривая смерности на графике неуклонно стремится вверх. Кривая рождаемости — вниз. Эта диаграмма иллюстрирует факт нарушения воспроизводства населения нашей страны и прогнозы специалистов не блещут оптимизмом [4].
Специалисты связывают этот наш феномен с чрезмерным употреблением крепких спиртных напитков (более 14 литров на душу, включая младенческие) [6]. Думаю, что злоупотребление алкоголем – только одна, наиболее яркая и поддающаяся статистическому учету, причина. На самом деле все гораздо сложнее…. Но для убедительности можно оперировать хотя бы этим, четко измеренным параметром.
Обращает на себя внимание то, что увеличение потребления спиртных напитков подозрительно четко совпадает с определенными периодами новейшей истории нашей страны (горбачевская перестройка, развал Союза, начало реформ, дефолт).
Вспомним, что алкоголь является совершенным транквилизатором. И это «совершенство» в совокупности с традициями северо-евро-азиатской страны дает нам то, что мы имеем – вымирание нации.
Чего пытаются достичь миллионы россиян, травя себя «лучшим транквилизатором всех времен и народов»? Подойдите вечером к винному отделу и спросите. Если не фиксировать свое внимание на сложных идиоматических оборотах, описывающих не простое отношение респондента к вам и вашим ближайшим родственникам, то можно уловить, что это стремление к ГАРМОНИИ с миром и собой, достижение СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. Каждый человек, и не только страдающий зависимостями, стремится достичь субъективного благополучия и более высокого качества жизни. Это — эволюционно обусловленная физиологическая потребность рода человеческого.
На такого рода ожидание психотерапия может ответить. Профессор В.В. Макаров считает, что: «Основной вопрос современной психотерапии – это создания гармонии с собой и миром, психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего» [1].
В упомянутом выше своем выступлении четырехлетней давности я уже приводил доказательства утверждения, что психотерапия, будучи метасистемой, объединяющей философию, идеологию и технологию трансформации психики, способна ответить на процессуально-экзистенциальный вызов современности [5].
Наблюдая за неуклонным сползанием наших сограждан в кризисное мировоззрение, ежедневно консультируя красивых, умных, ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ людей, пытающихся стабилизироваться, упорядочить свой внутренний мир и свою жизнь, приходится еще больше убеждатся в том, что это может сделать психотерапия. Причем, ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Позвольте представить вашему вниманию некоторые тезисы концепции ПСИХОТЕРАПИИ ЗДОРОВЫХ.
1. Психотерапия здорового человека, в отличие от психотерапии, рассматриваемой в качестве субспециальности психиатрии, опирается на здравоцентристскую парадигму. Согласно этой парадигме человек, обратившийся за психотерапевтической помощью, рассматривается не как потенциальный носитель психических расстройств и расстройств поведения, упомянутых в классе пятом МКБ-10, а как обладатель собственных ресурсов для преодоления возникшего кризиса.
2. Идеологической базой психотерапии здоровых является холистический подход, при котором человек воспринимается как целостная сущность, в неразрывном единстве физических, психических и духовных аспектов своей личности.
3. Психотерапия здоровых ориентируется не столько на оценку состояния человека (диагностику), сколько на достижение результата. Результатом такой психотерапии является формирование у человека устойчивой способности самостоятельно преодолевать жизненные кризисы.
4. Теоретической основой психотерапии здоровых является богатейшее наследие гуманистически ориентированных психотерапевтов и психологов (К. Юнг, В. Франкл, Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Берн, Э. Эриксон и др.).
5. Методологические основы психотерапии здоровых заложены в трудах А.М. Свядоща, А.В. Алексеева, В.С. Лобзина, М.М. Решетникова. Наиболее всесторонне методологические подходы психотерапии здоровых нашли свое отражение в Психологии активности Л.П. Гримака.
6. Психотерапия здоровых предполагает использование всех модальностей, способных помочь человеку в преодолении трудных состояний, и формирующих у него навыки самостоятельного преодоления жизненных кризисов. Примером использования преимуществ мультимодального подхода в психотерапии здоровых могут служить технологии Социального моделирования И.А. Чегловой и А.Б. Стрельченко.
7. Психотерапия здоровых призвана формировать у человека мировоззрение ВОИНСТВУЮЩЕГО ОПТИМИСТА. Воинствующий оптимизм – это умение находить, фиксировать и концентрировать свое внимание на позитивных сторонах внешнего окружения и своего внутреннего мира.
Выделяют пять моделей современной психотерапии: медицинскую, психологическую, педагогическую, философскую и социальную [1].
Психотерапия здоровых работает во всех пяти. В медицинской модели психотерапия здоровых осуществляет профилактику заболеваний. В рамках психологической модели происходит формирование навыков самостоятельного преодоления кризисных ситуаций. В педагогической модели – развитие личности, самовоспитание через самопознание. В философской - формирование адекватно-позитивной картины мира, в которой человек способен максимально полно реализовать себя. В социальной – повышение адаптивных возможностей и стрессустойчивости.
Формат проведения психотерапии здоровых может быть самым разнообразным:
психотерапевтическая сессия в связи с каким-либо заболеванием и состоянием;
индивидуальное консультирование по сложным жизненным ситуациям, по проблемам личной и профессиональной эффективности, личностного роста, общения и т.д. (т.н. коучинг и лайф-коучинг);
тренинг личностного роста;
семейная психотерапия;
бизнес-тренинг;
семинар, лекция, беседа, круглый стол и т.д.;
клубные встречи.
Помимо известного определения здоровья, ВОЗ дала определение и ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ: «Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» [3].
В этом определении в контексте обсуждаемой темы важным представляется первая часть определения: «Психическое здоровье - это состояние благополучия…».
Думаю, что для психотерапии здоровых МИССИЕЙ может служить помощь человеку в достижении состояния благополучия на основе использование ресурсов своей личности.
Согласно канонам восточной медицины, история которой, как минимум, в 10 раз длиннее истории современной аллопатической медицины, факторы, влияющие на здоровье, так соотносятся между собой: образ мыслей – 70% влияния, образ жизни – 20% влияния, образ питания – 10% влияния [6]. Психотерапия здоровых как раз и «заточена» на воздействие на образ мыслей человека. Может в этом и есть рецепт выживания человечества?
Завершу притчей, подаренной мне в свое время И.А. Чегловой.
Однажды одна из дивизий японской армии участвовала в военных учениях, и несколько офицеров сочли необходимым разместиться в храме дзенского учителя Гадзана. Гадзан сказал своему повару: «Давай офицерам такую же простую пищу, как и нам». Это очень рассердило вояк, так как они привыкли к очень почтительному отношению. Один из них отправился к Гадзану и сказал: «Как ты думаешь, кто мы» Мы – солдаты, жертвующие жизнями за свою страну. Почему ты не обращаешься с нами, как подобает?» Гадзан сурово ответил: «А как ты думаешь, кто мы? Мы – солдаты человечества. Наша цель – спасение всего сущего».
Литература
Макаров В.В. Психотерапия нового века. М.: Академический Проект. 2001. – 492 с.
Сайт ВОЗ. Определение здоровья: http://who.int/topics/mental_health/ru/.
Сайт ВОЗ. Определение психического здоровья: http://who.int/features/qa/62/ru/index.html
Степин В.С. Проблема будущего цивилизации // Будущее России в зеркале синергетики/ Под ред. Г.Г. Малинецкого. – М.: URSS. 2006. – 265 с.
Стрельченко А.Б., Чеглова И.А. Вызовы современности. Миссия психотерапии. М.: Знание. 2007. – 34 с.
Хартурина Д.А. Потенциал алкогольной политики в деле снижения преждевременной смертности: мировой опыт и российские реалии // Преждевременная и предотвратимая смертность в России — критерий потери здоровья населения. — М.: ЦНИИОИЗ, 2006. С. 228—232.
Спасибо Вам огромное за помощь, которую Вы оказали мне в очень тяжелый момент жизни. Я была просто в катастрофическом состоянии...
Все началось с неприятной ситуации, работая в пожарной охране, в одну из тренировок я не смог пройти дымокамеру...
Он научил меня любить и уважать себя, с уверенностью смотреть на будущее...