Психотерапевт Стрельченко Андрей Борисович +7 (919) 770-35-83
Гармоничные отношения
Успех и благополучие
Энергия и радость

mail icq skype

Бизнес-консалтинг как система формирования здорового профессионала

Здоровьецентриская парадигма восстановительной медицины – только светлое будущее отечественного здравоохранения. Это, как говориться, медицинский факт, и связан он не с чьим-то злым умыслом или непониманием, а с социально-экономическими условиями жизни большинства россиян. Для трех четвертей наших соотечественников существуют более актуальные задачи, связанные не столько с повышением качества жизни, сколько с борьбой за саму жизнь.

Однако в этом море болезнецентризма существуют островки, где без идеологии восстановительной медицины не обойтись. Это - сферы деятельности людей, от состояния здоровья которых зависит эффективность их профессиональной деятельности.

К такой сфере относится и предпринимательская деятельность. Для нее характерны:

• большие нервно-психические нагрузки, связанные с работой в условиях постоянного дефицита времени и высокой “ценой” принимаемых решений;

• интенсивная интеллектуально-интуитивная деятельность, часто в условиях недостатка информации;

• гиподинамия.

Опрос нескольких десятков тор-менеджеров ведущих японских компаний о том, какими качествами, по их мнению, должен обладать идеальный руководитель показал, что необходимость отменного здоровья занимает пятую из 12-ти позиций.

На наивный вопрос: «Для чего бизнесу здоровье человека?», отвечают результаты исследования проведенного Калифорнийским университетом в Ирвине (Din Baker & al., 2006). Они показали, что по сравнению с теми, кто работает не более 40 часов в неделю, риск заработать высокое давление у сотрудников, которые трудятся от 41 до 50 часов, увеличивается на 14%. У людей, работающих свыше 51 часа в неделю, показатель возрастает на 29%.

Причем, за последние 10 лет в развитых странах отмечается увеличение количества рабочих часов. Так, в США среднестатистический сотрудник работает около 2000 часов в год. В Европе, в среднем, 1650 часов, а в Японии – 1950.

Среднемесячная продолжительность рабочего времени в России с 1992 по 2000 год увеличилась с 153 до 171 часа, то есть в год россияне работают около 2000 часов.

Понятно, что прессинг социума вообще, и рабочей нагрузки, в частности, будет возрастать.

Значит, люди будут больше болеть.

А бизнесу нужны здоровые люди, потому, что только здоровый человек может быть эффективным в современном производственном цикле.

Какими качествами должен обладать идеальный работник?

Очевидно, что идеальный работник должен быть профессионалом и обладать профессиональной надежностью.

Первое качество достигается обучением специальным навыкам и знаниям.

Второе качество - профессиональная надежность по сути является Здоровьем – Профессиональным Здоровьем.

Успешный человек в современном мире - это адекватно социализированный здоровый профессионал.

И вот здесь возникает весьма любопытный парадокс: бизнесу нужны здоровые работники, а вкладывать деньги в здоровье людей он отказывается. Исключения бывают. Но это действительно ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Но потребность-то в здоровых кадрах есть. Развитие цивилизации потребления никто не отменял!

Современное бизнес-сообщество это пока не понимает, но отчетливо чувствует. Именно поэтому в последнее десятилетие так возросла популярность здорового образа жизни.

И одним из проявлений стремления к здоровому образу жизни стали тренинги персонала и консалтинговые коуч-услуги.

Бизнес-руководители, чувствующие, что что-то надо делать, что-то менять, из-за того, что производственный процесс не дает должного результата, понимают, что персоналом надо заниматься.

Но системно вкладывать деньги в поддержание и восстановление здоровья своих сотрудников многие из бизнес-руководителей не готовы. Нет такой статьи расходов.

А на обучение сотрудников есть.

Обычно заказ тренинга мотивируется руководителем, как необходимость повысить компетенции персонала. У наиболее «продвинутых» - и свою. Например: «Персонал не имеет навыков продажи медицинских услуг» или «Персонал не умеет правильно общаться с пациентами по телефону», или «Научите, как мне наладить конструктивный диалог с инвестором».

На самом деле, чаще всего, помимо прямых навыков что, кому и как говорить, а что не говорить, приходится выявлять подсознательные поведенческие стратегии, берущие начало еще в раннем детстве.

Делается это отнюдь не от стремления выставить на суд общественности пороки воспитания клиента, когда он был еще 3-х летним пацаном. Цель такого рода бизнес-консультирования, а по сути, структурированной психотерапии, в выявлении не того, что есть вредного и мешающего быть эффективным - это каждый из нас знает без всякого психоанализа.

Цель бизнес-консультирования и тренингов в выявлении ресурсов, которыми обладает человек для успешного функционирования в сложных ситуациях. В обучении рационального использования своих возможностей для достижения цели без ущерба для здоровья.

Общаясь на начальных этапах с руководителями предпринимательских структур, часто сталкиваешься с предвзятым отношением наших сограждан ко всему тому, что расположено выше носа и связано с продуцированием организмом не только желудочного сока и других осязаемых и обоняемых биологических субстратов, но и того, из чего складываются поступки людей – мыслей, мотивов, желаний. Психическая сфера была и остается для большинства наших соотечественников этаким «ящиком Пандоры», который лучше не открывать, чтобы не стало хуже.

Вероятно, что многие из нас, воспитанные на родительских посланиях, типа: «Всегда будь сильным», «Никогда не сдавайся», «Мужчины никогда не плачут» и т.д. не позволяют себе «душевную слабость» взглянуть по-другому на меняющийся мир.

Сосудистый криз или кишечные колики себе «позволить» не стыдно, а честно сказать себе: «Я перестал быть эффективным. Мне надо меняться» - стыдно. Это, стал быть, проявление слабости характера. Потому, что обыденное сознание совершенно четко разделяет: «телесное» и «психическое». Оно никогда само не признает, что колики-то могут возникать от душевного дискомфорта.

Помните, у поэта: «Гвозди бы делать из этих людей – в мире бы не было крепче гвоздей». Это о многих из нас….

Но гвозди гнутся, когда по ним бьют. Гвозди не требуют к себе индивидуального подхода: чем шире размахнулся, сильнее ударил, тем быстрее вбил по самую шляпку.

С винтами, шурупами и прочими персонажами с резьбой – сложнее. Для них требуется индивидуальный подход: попасть отверткой, да еще не любой, покрутить в нужную сторону. Зато и надежность крепления выше.

Столярно-скобяная тема возникла неспроста. Технологии использования различных скобяных изделий при деревообработке иногда напоминает мне технологии ряда бизнес-тренингов.

Очень условно бизнес-тренинги можно разделить на два вида:

- тренинги формирования конкретных навыков – тактический менеджмент;

- тренинги мобилизации ресурсных состояний – стратегический менеджмент здоровья.

Первый вид наиболее простой. Он востребован и широко распространен. Он тоже нужен. Например, тренинг продаж медицинских услуг.

Но! Часто на такого рода тренингах сформированные навыки рассчитаны на бездумную эксплуатацию последних запасов жизненных сил, приводящую к очередному психосоматозу. Провести такой тренинг, что гвоздь вбить.

Кстати, о продаже медицинских услуг.

Часто бывает так, что клиника начинает испытывать проблемы с продажей своих медицинских услуг не столько потому, что ее менеджеры что-то не умеют, а из-за того, что не простроена вся система медицинского бизнеса.

И не простроена она в голове первого лица.

А она у него в голове простроена быть не может, потому, что с детства по жизни тянется за ним сценарный запрет типа «Все люди лгут. Не верь им».

Вот тут и начинается тонкая штучная работа с подбором для каждого своей «отвертки» и «крутящего момента».

Зато и результат надежен и долговременен.

Такого рода работа как раз и относится к стратегическому менеджменту.

Кстати о здоровье….

По данным уже упоминавшегося мною (Din Baker & al., 2006), при одинаковой продолжительности рабочей недели рабочим без образования почти на 50% чаще ставят диагноз «гипертония», чем квалифицированным сотрудникам. Заокеанские коллеги считают, что это связано с «большими возможностями», которыми располагают более квалифицированный персонал.

На мой взгляд, этот факт является убедительным свидетельством того, что большая мотивированность и осознанное выполнение своих профессиональных обязанностей, является лучшим средством регуляции сосудистого тонуса.

Социально-экономический уклад нашей страны переползает из индустриального состояния в постиндустриальное. А постиндустриальному обществу требуются навыки управления не только знаниями (В.А. Бычков, 2007), но и управление здоровьем.

Управление знаниями и управление здоровьем, сливаясь на каком-то этапе вместе, образуют мировоззрение адекватно социализированного здорового профессионала. Это мировоззрение можно сформулировать тремя словами: Дело – Природа – Душа.

Дело. Каждый человек реализует себя в работе, в том деле, которым он занимается. Выбор тем, чем каждый из нас занимается, не является случайным. Он – закономерен, может быть, предопределен. На этот выбор влияют гены, семейные традиции, особенности личности. Иногда говорят, что обстоятельства…. Занимаясь Делом, каждый из нас стремиться достичь успеха. Успех – свидетельство Мастерства. То есть, каждый из нас стремиться стать Мастером. И здесь дело не только в амбициях, не в умозрительном желании насладиться славой, не в стремлении стать богатым. Стремление к Мастерству, к совершенству, к эффективности в Деле, есть ни что иное, как стремление живой материи к равновесию, к снижению энтропии, к покою. Ведь известно, что чем совершеннее движения, действия, тем они экономичнее, тем меньше затраты энергии. То есть, стремление к Мастерству – физиологическая закономерность, которую понимают (а, скорее всего - инстинктивно ощущают) наиболее успешные человеческие особи.

Природа. Если предположить, что выбор Дела каждого из нас неслучаен, и эта «неслучайность» связана с естественной потребностью нашего тела, тогда Природа человека – набор его генетических, конституциональных, поведенческих психофизиологических реакций, имеет определяющее значение для того, чтобы быть эффективным.

Человек - животное социальное. Социальное окружение нас формирует и делает из нас то, чем мы являемся. Влияние социума на человека столь сильно, что именно это влияние способно сбалансировать наше животное начало. Социум развивается и живет по своим законам, отличающимся от законов, по которым когда-то развивалась животная природа человека. Они не плохи и не хороши. Они – особые, во многом - новые для человека. Потому как формируются они самими людьми, и не всегда наша животная природа поспевает за постоянно обновляемыми нами самими законами.

Душа. Своеобразным балансиром социального и животного начал в человеке является Душа. Это то, что нельзя увидеть и потрогать руками, но в существовании чего уже не сомневаются даже ортодоксальные атеисты. Душа, духовность позволяют человеку почувствовать, осознать, что существуют определенные весьма могучие силы, имеющие влияние часто куда более сильное, чем животное начало.

Согласно одной из гипотез, описывающей строение психики, проявления того, что иногда относят к особенностям Души, связано с деятельностью глубинных и очень древних слоев нашего сознания, формирование которых началось, может быть, чуть раньше зарождения самой жизни на Земле. Повседневными элементами проявления этого балансира является Совесть.

Именно она, если баланс нарушен, может «загрызть» насмерть, запустив в организме «программу самоуничтожения». И тогда, откуда ни возьмись, появляются раковые клетки или вдруг возникает острое нарушение кровообращения в каком-либо жизненно важном органе. Или, если баланс колеблется, не сильно отклоняясь от нивелира, организм «предупреждается» простудами, болями, коликами: «Смотри, повнимательнее! На себя и на мир вокруг».

Именно такая идеология, красной нитью проходящая через все консультации и тренинги, независимо от того, чему они посвящены – лидерству или оценке персонала, позволяют формировать у людей Дела мировоззрение здорового профессионала.

Будьте профессионалами - здоровее будете!