Психотерапевт Стрельченко Андрей Борисович +7 (919) 770-35-83
Гармоничные отношения
Успех и благополучие
Энергия и радость

mail icq skype

Управление стрессом – управление реальностью

Функционирование психики человека в экстремальных ситуациях

(доклад  3 февраля 2016 г. в Гватемале)

Лет 30 назад, когда я включился в работу по изучению поведения человека в экстремальных ситуациях, нам приходилось их специально искать, находить и еще долго до них добираться. Сейчас с этим стало проще. Иногда достаточно просто выйти из дома…. А некоторым и из дома не надо выходить….

Экстремальные ситуации стали возникать чаще, а их характер приобрел большую интенсивность. Неизбежным спутником экстремальных ситуаций является стресс. Стресс, как известно, явление не простое, и относиться к нему надо с уважением. По крайней мере, изучать и понимать его механизмы. Неизбежность присутствия стресса в нашей жизни уже ни у кого не вызывает сомнения. Это – реальность, с которой приходится считаться. 

Жизнь меняется в сторону увеличения плотности информационного потока. Информации становится все больше и больше. Формы поступления информации к человеку становятся все разнообразнее. Из-за конкурентной борьбы за доступ к человеку характер информационных сообщений становится все жестче и агрессивнее. Человек вынужден приспосабливаться. В ответ на информационную интервенцию мы становимся все менее чувствительными к проявлениям чувств и эмоций других людей. Чужие горе, страдания, радости нам становятся все более безразличными. 
Ну и Бог бы с этим! 
Но из-за большой информационной плотности сжимается наше субъективное время: дел становится все больше, а времени на то, чтобы их переделать, остается столько же, сколько было и 20, и 50, и 100, и 1000, и 2000, и сотни тысяч лет назад. Ведь человеческая природа, какой была со времен Ветхого завета, такой и остается поныне. 
Миром правят ритмы. Их законам подчиняется всё – от галактик до колоний микроорганизмов. Укорочение субъективного времени – того времени, по которому идут внутренние часы каждого из нас – при сохранении объективного времени – по которым восходит и заходит солнце, сменяются времена года, приводит к нарушению внутренней ритмики человека. А это расценивается нашим организмом как стресс. Поэтому неспроста одним из первых предвестников стрессового расстройства является нарушение сна. Организм реагирует. Реагирует повышенной готовностью ключевых органов и систем к отражению вредоносных внешних факторов. 
Возникает эффект взведенного курка.
Ружье заряжено. Курок взведен. Палец на спусковом крючке. Все готово к выстрелу. Случайный толчок – палец дергается. Выстрел!
В стрессовую ситуацию мы влетаем бессознательно. И ведем себя часто как запрограммированные автоматы. Именно как запрограммированные.
Вопрос: «Запрограммированные кем?». 
Наверное, все же лучше, чтобы такого рода программирование осуществляли мы сами. А для этого надо понимать природу стресса, знать реакции своего тела и уметь управлять ими. 
Давайте поговорим сегодня об этом. 
«Стресс» - давление.
В старину – тип и сила физических пыток («испанский сапог», «железная дева», дыба). Казанский собор в Питере. 
Дар природы. Ганс Селье: синдром общей адаптации. Основоположник теории стресса Г. Селье сформулировал свою теорию в 4-х положениях.
1. Жизнь – это процесс балансирования. Задача организма – поддержание баланса (гомеостаза).
2. Организм реагирует на любой стрессор защитно-приспособительной реакцией.
3. То как организм будет реагировать на стресс, зависит от его индивидуальных особенностей.
4. У каждого организма существует ресурсные возможности для преодоления стресса.

Рассмотрим, как личностные особенности человека влияют на его устойчивость в самых экстремальных условиях. 

В силу специфики служебной деятельности мне довелось изучать психологическую устойчивость разных категорий специалистов: в боевых условиях, во время природных и техногенных стихийных бедствий и катастроф, при выполнении этими специалистами профессиональных задач в экстремальных условиях Северного полюса, шторма, повышенных физических нагрузок и т.д. 

Мы (это коллектив ученых под руководством академика В.А. Пономаренко, профессоров Л.П. Гримака, В.М. Звоникова и др.) пришли к выводу, что наиболее совершенным критерием того, как человек реагирует на стресс, являются показатели его межполушарной асимметрии. 

Вы прекрасно знаете, что у нас два полушария головного мозга, каждое из которых имеет свои функциональные особенности. 

Не вдаваясь в детали, сильно упрощая - у праворукого большинства населения Земли левое полушарие обеспечивает абстрактно-логическую, правое - эмоционально-образную сферы. Известно, что наиболее реактивными к действию стресс-факторов являются структуры мозга, обеспечивающие эмоциональные реакции. Эти структуры включены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта. Эмоциональным реакциям отведена роль стимулятора, оказывающего активирующее воздействие через подкорковые образования на кору головного мозга. В то же время, знак эмоциональной реакции зависит от характера взаимоотношений полушарий головного мозга. 

Так более высокий тонус правого полушария обеспечивает эмоции негативного характера. Более высокий тонус левого – позитивные эмоции.

Оказалось, что в экстремальных ситуациях, независимо от характера воздействующего фактора, динамика показателей межполушарных асимметрий отражает выраженность нарушений функционального состояния субъекта и степень его функциональной устойчивости к стрессу.

Наибольшая устойчивость к стрессу сопровождается, как правило, повышением активности левого полушария мозга, тогда как недостаточная устойчивость связана с гиперактивацией правого полушария.

В качестве иллюстрации я продемонстрирую вам два графика. Они показывают изменения тонуса полушарий мозга у спасателей перед началом, во время и после окончания спасательной операции при ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Армении, в 1987 году, когда погибли несколько тысяч человек. 

На первом графике видно, что у спасателей с конституционально более высоким тонусом левого полушария, в экстремальных ситуациях отмечалось еще большее повышение его активности. Тогда как у спасателей с конституционально более низким тонусом левого полушария в стрессе отмечалось еще более выраженное снижение его активности. 

На втором графике видно, что это у них происходит за счет повышения тонуса правого полушария мозга. 

То есть, в экстремальной ситуации мозг человека переходит на максимально привычный, знакомый стереотип функционирования. Поэтому, в экстремальной ситуации психологически устойчивые становятся еще более устойчивыми, а неустойчивые «сыпятся» быстрее. 

Возникает вопрос: «Что делать?».

Позвольте привести еще один научно доказанный факт. Мы занимались обучением спасателей, участвующих в спасательных работах, приемам психической саморегуляции (ПСР). Когда мы посмотрели их некоторые психологические характеристики (мотивацию, уровни тревожности и ряд других), оказалось, что у спасателей, освоивших приемы психической саморегуляции, уровень мотивации к участию в спасательных операциях был выше, а тревожность ниже, чем у спасателей, не обладавших такими навыками. Важно, что эти характеристики мы фиксировали непосредственно в зоне спасательных работ. 

Вот вам и ответ на вопрос: «Что делать?».

Давайте поподробнее разберемся, что из себя представляет стресс и как научиться управлять им. Ибо, уже было сказано, повседневный стресс – эта наша реальность. И, если ты управляешь стрессом – ты управляешь реальностью. 

Повседневный стресс. Его влияние на современного человека столь велико, что впору говорить о выходящей из под контроля эпидемии – пандемии, из-за которой снижаются работоспособность и профессиональная надежность, ухудшается здоровье, провоцируются конфликтные ситуации – еще более возрастает напряженность - порочный круг: изначальная причина усиливается ее последствиями. 

Вы видим, что технические, промышленные, информационные, интеллектуальные возможности нашей цивилизации опережают психофизиологические возможности человека - того, ради кого, собственно говоря, эта цивилизация и развивается. Человечество находится в «ножницах», которые возникли между процессом преобразования человеком среды своего обитания и самим смыслом этой деятельности. В этом есть одно из драматических противоречий современной жизни. Когда мы, виртуозно овладев техникой преобразований, в погоне за решением частной проблемы, реализуем наши умения в совершенном продукте, а, создав это совершенство, начинаем соображать, как решать следующие, еще более сложные проблемы, возникшие у нас в связи с созданием этого «совершенства». 

Попадая в процессуально-экзистенциальные ножницы, все человечество вместе и каждый человек отдельно мучительно ищет ответы на множество вопросов. Что теперь делать с ядерным потенциалом сверхдержав и «мирным атомом» Ирана? Какую еще страну «осчастливит» США своими демократическими ценностями? Кому и в каких дозах скармливать генетически модифицированные продукты? Что можно клонировать, а что нет? Сколько часов можно «сидеть» в Интернете, чтобы потом не «лечиться электричеством»? Надолго ли хватит мировых запасов нефти и как потом очистить от них воду и землю? 

У меня подобных вопросов еще минут на пять….

Это процессуально-экзистенциальное противоречие создает проблемы на всех уровнях – государственном, национальном, континентальном, межконфессиональном, планетарном. Это противоречие воздействует на жизнь и личные выборы каждого из нас. Его невозможно не учитывать, поскольку из-за него мы имеем т.н. «болезни цивилизации», от которых погибает, в основном, самая трудоспособная часть населения. За миллионы лет существования гомо сапиенс его физическая, «животная» природа не изменилась, тогда, как фон жизни претерпел колоссальные изменения.

Примером того, что это просто так не проходит, и «цена», которую мы платим за этот фон, чрезвычайно высока, являются следующий слайд (кривые рождаемости и смертности в России – «русский крест»). (пояснить слайд). Справедливости ради, следует отметить, что начиная с 2000 года, в России фиксируется рост рождаемости. В 1992-2012 гг. смертность превышала рождаемость, и пик ее пришелся на 2003 год. Однако после 2003 года смертность постепенно снижается, и в 2012 году ее уровень сравнялся с уровнем рождаемости. Однако на сегодняшний день не все так хорошо, как хотелось бы. Мы находимся в серьезном экономическом кризисе, происходит обнищание населения, его люмпенизация. А, как известно, снижение жизненного уровня приводит к росту нервно-психических заболеваний. Это – медицинский факт. 

Вернемся к «русскому кресту». Специалисты связывают этот наш феномен с чрезмерным употреблением крепких спиртных напитков. По данным Росстата РФ, употребление алкоголя в России снизилось с 18 л на душу населения в 2009 году до 13,5 л в 2013 году. Однако это более чем в 2 раза больше, чем в среднем по всем странам. 

Думаю, что злоупотребление алкоголем – только одна, наиболее яркая и поддающаяся статистическому учету, причина. На самом деле все гораздо сложнее…. Но для убедительности будем оперировать хотя бы этим, достаточно показательным и четко измеренным параметром. 

Хотелось бы обратить внимание на то, что увеличение потребления спиртных напитков подозрительно совпадает с определенными периодами новейшей истории нашей страны (горбачевская перестройка, развал Союза, начало реформ, дефолт). Вспомним, что алкоголь является совершенным транквилизатором. И это «совершенство» в совокупности с традициями североевроазиатской страны дает нам то, что мы имеем – вымирание нации. 

Итак, с какими же проблемами так замечательно «примиряет» алкоголь? 

Алкогольная тема возникла не случайно. «Лучший транквилизатор всех времен и народов» с успехом используется для нейтрализации прессинга стресса на человека в случае БОРЬБЫ с ним. Это один вариант приспособления себя к действительности. 

Есть другой вариант. Вариант управления стрессом: не противодействовать энергии стресса, а использование его энергии. 

Стресс – особое психическое состояние, проявляющееся через эмоции, и затрагивающее мотивацию, мышление, волю человека. Стресс является реакцией не столько на физические характеристики ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающей средой (Лазарус, Лаунер, 1978). 

 На то, как человек реагирует на воздействие окружающей среды, будет ли это воздействие для него стрессом, зависит от: 

 

  • Когнитивных процессов
  • Образа мыслей 
  • Оценки ситуации 
  • Ресурсов (собственных возможностей) 
  • Степени обученности поведению в проблемных ситуациях 
  • Поведенческой стратегии 
  • Адекватности выбора последней.

 

Согласно одной из моделей стресса его источником является объективная ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. 

Наиболее полной представляется классификация жизненного стресса по P.T. Wong (1993). Выделяют 3 зоны. 

1. Внутренняя – тот потенциал, который создает условия нашего существования («психическая энергия», «внутренние ресурсы» и т.д.). Это то, что позволяет нам преодолевать кризисы жизни, определяет интенсивность сопротивления. Снижение потенциала способствует повышению нашей уязвимости, развитию тревоги, страха, отчаяния, депрессии. 

2. Поверхностная – зона внутриличностного стресса. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область – центробежная сила, оказывающая влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность поступков, болезненные воспоминания, неадекватные оценки событий и т.п.

3. Внешняя - зона межличностного стресса. Это зона стресса, обусловленная  взаимодействием с определенными областями жизни. Нам постоянно приходится решать разнообразные социальные вопросы. Поэтому взаимодействие с другими людьми, их оценки, оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к события внешнего мира. Большинство жизненных проблем являются проблемами отношений между людьми.

Финансовый стресс – невозможность оплатить счета, необеспеченность расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарпалты результатам работы и т.д.

Семейный стресс – все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты поколений, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т.д.

Экологический стресс – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, высокий уровень шума и т.д.

Рабочий стресс – тяжелая рабочая нагрузка, отсутствие самоконтроля за результатом работы, ролевая неопределенность, несправедливые оценки труда и т.д.

Социальный стресс – что происходит с человеком, когда он не выполняет, нарушает определенные, предписанные социальные роли родителя, мужа, служащего.

Общественный стресс – проблемы больших групп населения: экономический кризис, спад, бедность, банкротство, дискриминация и пр.

Внутриличностные конфликты особенно важны т.к. они могут проецироваться на различные жизненные события и обстоятельства. 

Не смотря на то, что у каждого из нас свои стрессоры, способ реагирования на стресс у всех одинаков – недаром это неспецифическая реакция. 

Схему реагирования человека на стресс в упрощенном варианте можно представить следующим образом:

 

  • воздействующий фактор внешней или внутренней среды расценивается нашей центральной нервной системой как СТРЕССОР;
  • активизируется гипоталамус - мощная подкорковая структура;
  • сигнал гипофизу и другим железам внутренней секреции об активизации эндокринной деятельности;
  • одновременно напрягается скелетная мускулатура; 
  • повышение секреторной функции надпочечников - резко повышается концентрация в крови гормонов надпочечников – адреналина и норадреналина; 
  • учащается частота сердечных сокращений, изменяется частота и глубина дыхания, сужаются сосуды внутренних органов, угнетается перистальтика кишечника и пищеварительная функция ЖКТ;
  • происходят системные изменения в органах и тканях организма. 

 

При стрессовом напряжении в 1 секунду происходит 1400 только известных физико-химических реакций! 

Из этой схемы давайте выделим несколько принципиальных для темы нашей лекции моментов: 

1 пессимистичный.

- В результате действия стресса стенки сосудов резко сужаются, повышается артериальное давление, учащаются пульс, дыхание, нарастает мышечное напряжение, увеличивается содержание сахара в крови – т.е. создаются предпосылки для развития психосоматических заболеваний. 

3 оптимистичных.

 

  • - воздействующий фактор внешней или внутренней среды расценивается нашей центральной нервной системой как СТРЕССОР;
  • - напрягается скелетная мускулатура;
  • - изменяется частота и глубина дыхания.

 

Из этих трех оптимистичных моментов и складывается стройная система управления стрессом.

Управление стрессом, как процесс, подразумевает:

1. Своевременное распознавание стресса. Цель – своевременный поиск причины стресса.

2. Выявление причины стресса. Цель – иметь возможность ее изменить.

3. Выбор оптимального поведения. Цель – овладеть стрессовой ситуацией.

4. Использование приемов антистрессовой самозащиты. Цель – преобразование энергии стресса из разрушительной в созидательную.

5. Восстановление израсходованного ресурса. Цель – предотвращение болезней стресса. 

Стресс – повседневность нашей жизни. Важно понимать насколько стресс воздействует на тебя. Для этого существует масса тестовых систем и опросников. 

Вот пример одного из них. 

Индекс качества жизни. 34 категории оценки характера отношений человека с окружающей средой. Пункты опросника помогают идентифицировать невидимые в повседневной жизни проявления стрессового напряжения, а также узнать те ресурсы, на которые может опереться человек для управления стрессом. 

А теперь представьте такую сюрреалистическую картинку. Поднимите руки у кого дома есть животные…..

А теперь представьте, что сначала вы заполнили этот опросник, а потом передали его для заполнения вашему домашнему любимцу – коту, собаке, кролику…. Где будут находиться его проблемные зоны и зоны силы?

Забавно! Правда? 

Ну, скорее всего, совсем не там, где у вас. Эта веселая картинка иллюстрирует два различия в реагировании на стресс животного и человека. 

1. У животных изменения, связанные со стрессом длятся лишь до той поры, пока в этом есть необходимость – «с глаз долой – из сердца вон». Они живут в вечном настоящем. Стрессовая мобилизация, в большинстве случаев, нужна тогда, когда человек сталкивается с реальной опасностью. 

Т.о., разорвав мысленную круговерть: «А что если,…», «Какой же я был…», можно отменить себе очередную «пытку».

2. Склонность человека рассматривать в качестве стрессовых ситуации, связанные не с жизнью и здоровьем, а с чувством гордости, достоинства, честолюбия, первенства (Вот только в чем? Оказаться на кладбище или в инвалидной коляске?). Здесь мы касаемся уже системы ценности. Мы об этом еще будем говорить.

Вспомните какую-либо, пускай рядовую, конфликтную ситуацию…. Пульс учащается, голос изменяется, мышцы напрягаются, дыхание прерывается…

...

Разберемся, что же происходит. 

Для всех живых существ, способных к эмоциям, мышцы являются их телесным воплощением. Наши эмоции заявляют о себе через мышцы. Чаще всего – спонтанно. Мы не способны контролировать непроизвольно возникшую эмоциональную реакцию. Потом-то, конечно, мы все осознаем, объясним, рационализируем.… Но сначала - непредсказуемые эмоции, которые проявляются напряжением мышц. 

И не всегда мозг вовремя дает мышцам команду «Отбой». И тогда появляются «мышечные зажимы». 

Этот роковой для современного человека эмоционально-мышечный узел – «привет» от наших доисторических предков. Именно благодаря непроизвольности психических реакций и жесткой привязки к этим реакциям мышц, мы сейчас с Вами беседуем. Но мир меняется, человечество взрослеет. Появляются более значимые приоритеты, чем саблезубый тигр в кустах или стадо мамонтов, пасущееся на опушке леса. Приоритеты меняются, а «мышечные зажимы» остаются. А совокупность «не отыгранных» «мышечных зажимов» к концу дня дает аналитику, составляющему сводки из Интернета и газет, примерно такое же чувство усталости, как и токарю-универсалу 6-го разряда. А скопившаяся, за несколько дней, усталость вызывает утомление. А накопленное за шесть месяцев утомления может воинствующего оптимиста превратить в клинического пессимиста с богатым букетом проявлений астено-невротического синдрома. Ну а там, и до психосоматики (язвы, инфаркты, астмы, всякие) рукой подать…. Жуть!

Усталость – накопление зон возбуждения в Г.М., связанных с неотмененными командами «мышечным зажимам».

Утомление – накопленная усталость. Снимается отдыхом или отдельными специальными приемами и методами (что быстрее). 

Переутомление – накопленное утомление. Устраняется только системой специальных приемов и методов. 

Признаки утомления: 

 

  • подавленность, 
  • забывчивость, 
  • раздражительность, 
  • сварливость,
  • апатичность, 
  • рассеянность,
  • тревожность, 
  • снижение интереса к работе, своему внешнему виду,
  • нетерпимость к каким-либо деталям, шуму, 
  • нарушение сна,
  • нервозность,
  • повышенная чувствительность,
  • ипохондрия и пр. 

В 80-х годах 20-го века по США прокатилась волна неизвестного ранее заболевания, с выше указанными симптомами, протекающими на фоне крайних степеней физического и умственного истощения, а также снижения иммунитета. Болезнь была названа по именам двух ученых, подробно описавших ее: Эпштейн и Барр - болезнь Эпштейна-Барра. Или Синдром Хронической Усталости. Гипотезы о причинах СХУ: инфекционная, иммунная, хр. интоксикация и т.д. 

Все ученые сходятся в одном – больные СХУ изнурены и опустошены вследствие длительного психического перенапряжения: 

 

  • -увеличивающийся рабочий день,
  • -растущий объем работы,
  • -отсутствие уверенности в будущем,
  • -увеличивающая личная ответственность,
  • -стремление к достижению цели любыми путями.

 

Есть все основания считать, что наблюдаемое при СХУ ослабление иммунной системы, позволяющее процветать вирусу, является следствием постоянных нервно-психических перегрузок. 

Кстати, это очень интересная тема: почему и для чего мы болеем. 

Абсолютное большинство из нас, наверняка, из двух вариантов: «Быть здоровым» или «Быть больным», не задумываясь, выберут первый. Это понятно. Но не очевидно.

В ряде случаев болезнь является желаемой. Ее хотят, к ней стремятся. А, достигнув ее, мы не знаем, как от нее избавиться: в организме уже сформирована цепочка функциональных связей, поддерживающих болезнь. Так и становятся гипертониками, сердечниками, язвенниками, аллергиками.

Болеть человеку выгодно. Выгодно психологически: уход от проблем, вариант мягкого шантажа близких, вариант отдыха. Бывает, сейчас правда реже, болеть выгодно и экономически.

Мой однокашник, прекрасный врач А.Т. Семений считает, что перед тем как приступать к лечению пациента врачу необходимо вначале выяснить, что он (пациент) с этим (здоровьем) будет делать. 

В подсознании пациента может быть достаточное количество скрытых (даже от него самого) мотивов, чтобы оставаться больным. Например, болезнь может выступать как: 

 

  • • средство избежать дополнительных обременительных  обязанностей,
  • • попытка привлечь к себе внимание,
  • • средство манипуляции окружающими,
  • • способ существования (в отсутствие других целей в жизни),
  • • источник собственной значимости,
  • • способ отдыха,
  • • как способ оттягивания важного и ответственного решения,
  • • как способ добиться своей цели.

 

Попытка «активного лечения» без тщательного выяснения подобных мотивов и аккуратного доведения их до сознания пациента не только обречена на неудачу, но и является с духовной точки зрения нарушением Божественных законов, поскольку ведет к блокировке духовного развития человека. 

Вернемся к СХУ и стрессу. 

Возникает закономерный вопрос, возможно ли предотвратить развитие синдрома хронической усталости, и уж если воздействие стресса неизбежно как же использовать его энергию в «мирных» целях? 

Один из приемов снятия «мышечных зажимов» вы уже узнали. 

«Затишье перед бурей» или как «достать» начальника. Знаки тела. Язык тела. 

«Дыхания божественная нить»

Универсальность регуляции дыхания. Произвольность и непроизвольность регуляции (аналогично – мышечная система)

Дыхательные техники саморегуляции: "китайский треугольник», техника «трех пальцев», «нижнее дыхание». 

Приемы антистрессовой защиты

1. Отвлекайтесь. Мы «одноканальные».

2. Снижайте значимость события. Следует помнить, что истинной причиной стресса является не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а ваше отношение ко всему этому. НЛП. 

3. Действуйте. Стресс и энергия. Физическая разрядка. Уборка стола, комнаты, подготовка к новому делу. Понятие о сублимации. Фрейд. 

4. Расслабляйтесь. 

5. Думайте о хорошем. Слово – как физиологический фактор. Пример: «Представьте себе желтый, сочный, с капельками влаги срез лимона. Представьте, как вы берете в руку нож, лезвие врезается в мякоть, выделяется сок. Вы берете этот сочный, истекающий соком кусочек лимона и кладете себе в рот…».

Анекдот: «Корреспондент светского глянцевого журнала берет интервью у олигарха:

- Вы являетесь одним из самых богатых людей планеты. Все время в разъездах, Ваше время расписано по часам на полгода вперед, ежедневно вы проводите по 4-5 совещания, встречаетесь с десятками людей, и, тем не менее, всегда в хорошей форме, всегда отлично выглядите!

- Расскажите, как Вы снимаете напряжение, как расслабляетесь?

- А я и не напрягаюсь…».

Вернемся к тем, кто напрягается….

На самом деле, напрягаются все. Это – непроизвольная реакция «животной» части нашей личности. Но искусство ассимиляции энергии стресса заключается в том, чтобы сделать этот процесс автоматическим. Вернемся к эпизоду с нахождением «мышечных зажимов». Искусство «не напряжения» как раз и заключается в том, чтобы научить свой организм автоматически убирать «мышечные зажимы» и другие «знаки» стресса. Таких приемом много, они прекрасно работают, и для того чтобы ими овладеть надо посвятить часть времени для отработки этого нужного навыка. Организм дано приучать. Как он приучался ходить, писать, читать, чистить зубы….

По этому поводу хорошо сказал Марк Твен: «Привычки есть привычки. Вы не можете выбросить их в окно. Вы должны спускать их по лестнице ступенька за ступенькой». 

Как?

Мы с моими коллегами - психотерапевтами делаем это с помощью специально разработанной системы тренингов.  

Почему такие  тренинги бывают эффективны?

Существует некая психологическая закономерность. Если все информационное пространство, в котором находится человек разделить на четыре части, то ¼ часть информации о себе мы видим и осознаем, но ее не видят окружающие; ¼ часть информации о себе мы осознаем, и ее видят окружающие; ¼ информации о себе мы не осознаем, но его видят другие; ¼, которую прямо не видит никто – но видит та самая Большая Душа. Так вот предпоследняя часть – это т.н. «терапевтическое зеркало», а последняя четверть – сила, которая и проецируются и по Фрейду осуществляет перенос. Он-то и славливает все части, причем в первую очередь глубоко бессознательные. 

Кому это нужно?

Тем, кто знает, как достигать успеха, умеет это делать и делает это. Именно для таких людей наша теория – сгусток достижений восстановительной медицины, психотерапии и теории менеджмента. И все это для тех, кто хочет органично вписать в свою жизнь то, что ты хочешь делать как профессионал с тем, чего просит душа и позволяет тело. Это, безусловно, талантливые люди. Их здорово «колбасит». Им свойственен кризисный тип развития. Сущность этого типа развития состоит в том, что безмерная энергетическая и информационная универсальность, данная от предков, которую можно назвать жизненным драйвом, ищет достойную душевную форму для своего воплощения. И заодно настоятельно требует правильного обращения с телом (которое, по сути, и является материальным субстратом этой самой формы). Требует для того, чтобы, грамотно используя природные механизмы его пластичности, не сломаться, не надорваться… 

Т.е., наш клиент – личность вкусная, пассионарная, стремящаяся жить, имеющая много талантов. И отсюда (Внимание!) находящаяся в разной степени кризисного развития. Это сплошь и рядом так и бывает, поскольку на ответственной должности или при своем бизнесе далеко не у всех получается реализоваться экологично по всем жизненно важным пунктам. А талантливого человека, у которого не реализуется изрядная доза жизненного драйва, естественно, «колбасит». А если еще учесть состояние общества, в котором все мы живем, родовые, иногда патологические чрезпоколенные сценарии, собственные нажитые синяки и шишки от столкновения со всякими пакостями в мире – тут есть где развернуться по полной программе! И чтобы двигаться, как следует дальше, нужно, в конце концов, их затронуть и почистить. А при правильном подходе у успешных людей большая часть этих проблем сама рассосется. 

Так вот, чтобы человеку жилось и чувствовалось ощутимо лучше, его сначала надо бы усилить настолько, чтобы смог, не выскакивая из своей, уже успешной, жизненной колеи, позволить себе спокойно и осознанно воспользоваться собственными ресурсами – и тела, и души, и тем хорошим, что нахватал из этого самого коллективного… Т.о., идет инвентаризация его успешных стратегий, благодаря которым он уже достиг того состояния, что он уже сидит здесь, в этой аудитории. 

Как мы это делаем? 

В каждом тренинге условно можно выделить три части. Первая посвящена научению определенным приемам управления стрессом. Примерно такого же плана, как мы только что проделали. Вторая посвящена работе с творческим потенциалом и личностной эффективностью каждого из участников. В центре внимания – всеобщие и присущие каждому уникальные, наиболее успешные способы исследования окружающего мира, постановки задач, механизмы принятия и реализации решений, индивидуальные критерии результата и способы использования своих достижений. 

Третья часть тренинга на отработку личных стратегий творческого взаимодействия с людьми и окружающим миром. Выявляются и оптимизируются предпочитаемые роли человека в коллективе, исследуются эмоциональные установки по отношению к развитию, делу, окружающим людям, руководству, взаимоотношения лидера и группы в процессе реализации общих целей и достижения собственной эффективности.

Что это дает?

Человек получает ответ на один из важнейших вопросов всей своей жизни: «Кто Я?». И отвечает он на него сам. Причем, за счет групповой динамики удается максимально гармонизировать состояние принятия ответа на этот вопрос. Гармонизация состояния дает человеку осознание своих личностных ресурсов. Которые жизненно важно реализовать и найти им хорошее место в своей повседневной рабочей и личной жизни. Они  усиливают фундамент, заземляют. А уже из этого состояния, подкопив энергии, если захочешь, можно и прыгнуть куда-нибудь еще, например, по служебной лестнице. И возникает чувство прилива сил. И те задачи, которые ранее казались неразрешимыми, легко решаются, болеть и пить с горя не хочется, и вкуснее жить стало. Говоря по научному происходит рост эмоциональной компетентности. И здоровья вместе с этим. Происходит осознанное управление эмоциональными установками и расширение зон персональной успешности участников.

Кстати, об установках. Умелое их использованием позволяет эффективно использовать энергию стресса «в мирных целях»: • попадая в ситуацию, в которой мы не можете что-либо изменить, надо менять отношение к ней. 

Анекдот: «Встречаются два приятеля. 

- Ты ужасно выглядишь, что случилось?

- Я стал мочиться в постель и ужасно страдаю от этого.

- Обязательно сходи к психоаналитику. 

Встречаются спустя месяц. 

- Ты, я вижу, отлично выглядишь! Психоаналитик помог? Ты перестал мочиться в постель? 

- Да нет, по-прежнему мочусь, но это оказывается, такой кайф!»

Ну и последнее, на сегодняшний день, но, наверное, самое главное. Мы считаем, что для того, чтобы эффективно управлять стрессом и использовать его энергию для достижения своих целей, необходимо опираться только на успешные стратегии человека на уровне телесном, душевном и духовном. Ибо осознаваемым или неосознаваемым стремлением каждого из нас является процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижения гармонии с собой и миром в настоящем. Наш мир гармонизировать может только любовь. Безусловная любовь человека к себе, к своему делу, к Родине, к ближним и дальним, природе, жизни, - к миру в целом. 

Это важно осознать и прочувствовать. И тогда процесс взаимодействия со стрессом превратится из изнуряющей борьбы в интереснейшую игру, правила которой выбираете вы сами. А уж приемами можно себя обеспечить. 

= В заключении я хотел бы привести слова основоположника учения о стрессе Г. Селье: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

Стресс – реальность сегодняшнего дня. Если хочешь управлять реальностью – научись управлять стрессом. Научишься управлять стрессом – восстановишь ритмику своего организма и как бы «растянешь» свое внутреннее время, его станет больше. Ты снова обретешь реальность бытия, а это шаг к управлению своей реальностью.