Опыт использования психотерапевтических принципов традиционной медицины в комплексном восстановлении лиц опасных профессий

В настоящее время в мировой медицинской практике отмечается тенденция к интеграции различных оздоровительных, реабилитационных, психокоррегирующих программ с элементами энергоинформационной коррекции. Эта тенденция наглядно демонстрирует принцип восточной медицины - холистического (целостного) подхода к процессу восстановления здоровья человека – комплексное врачевание тела и души. На практике такой подход предполагает междисциплинарную и межтехнологическую интеграцию в системе одного центра восстановительной медицины.

Реализацию целостного подхода восстановления здоровья удалось осуществить в одном из реабилитационных центров МЧС. Как известно, сотрудники этого ведомства входят в перечень лиц опасных профессий, нуждающихся как никто более в эффективном и быстром восстановлении профессионального здоровья.

Концептуальной основой восстановительных программ, предназначенных для лиц опасных профессий, являются древние принципы традиционной медицины:

• комплексное воздействие на личность и основные психические и физические системы организма;

• повышения уровня осознанности человеком, происходящих с ним процессов.

Если понимать эти два принципа в их взаимообусловленной совокупности, где один является одновременно и причиной и следствием другого, результатом такого понимания будет необходимость включения в восстановительные программы специальных методик, помогающих пациенту осознать течение процессов, которым подвержен его организм.

Традиционная медицина выделяет четыре уровня взаимодействия человека с внешней средой:

• духовный

• психоэмоциональный

• физический

• энергоинформационный.

Речь идет о сочетанном способе воздействия на пациента: проведение лечебно-оздоровительных процедур с параллельным обучением-разъяснением сути процессов, происходящих на всех четырех уровнях в функциональных системах его организма.

Психика людей, профессионально связанных с риском, более адаптивна и легче мобилизуема, чем психика обывателя. Выстраивая мотивационную модель в корреляции с профессиограммой в ассоциативном или детерминированном ключе (в зависимости от генотипических особенностей пациента), можно сформировать у представителя опасной профессии навык применения своих профессионально важных качеств (ответственность за свои действия, сосредоточенность, быстрота реакции и т.д.). Кроме того, это поможет повысить мотивацию к поддержанию в надлежащем состоянии уровня собственного здоровья.

Как показала практика динамического наблюдения лиц опасных профессий в условиях реабилитационного центра, оказание медицинских услуг с параллельным разъяснением психосоматической природы заболеваний и обучение начальным навыкам саморегуляции и сознательной коррекции функционального состояния, является максимально эффективной.

В этом случае врач и пациент находятся в состоянии энергоинформационного диалога, который изменяет привычные патерналистически-рентные отношения между ними. Врач постепенно отходит от симптоматического подхода как основы для диагностики и терапии к практике донозологических форм диагностики и превентивной терапии. И далее − к предвосхищающим симптоматику мерам, которые необходимо инсталлировать в повседневную практику жизни, чему он и обучает пациента в процессе работы с ним.

Древнекитайские врачи считали главным условием для начала выздоровления создание замкнутой энергетической системы «пациент – врач» и непременное участие самого человека в процессе коррекции собственного организма.

Интересно модифицируется при этом роль врача: наряду с классической медицинской специализацией он должен иметь прямое отношение к психотерапии и именно на ее базе выстраивать стратегию лечения и все взаимоотношения с пациентом. Также его позиция должна исходить из комплексного характера воздействия на личность.

Медицинское консультирование в сочетании с психотерапевтическим воздействием должно носить в лучшем смысле этого слова целительский характер − сопровождаться коррекцией способа жизнедеятельности и миропонимания пациента. По сути, − это коррекция энергоинформационного обмена и обучение навыкам его саморегуляции.

Сочетание в роли врача лечебного и обучающего воздействия помогает пациенту более эффективно воспользоваться полученным информационным и энергетическим ресурсом для достижения социальной и духовной самореализации.

В таблице приведены показатели психофизиологического статуса у 57 пациентов центра до и после проведения восстановительных мероприятий.

 Этапы Показатели

САН РТ ЭР Пульсовое АД

До проведения 44,3+/-3,1 50,7+/-1,9 645,6+/-149,8 23,8+/-11,8

После проведения 52,5+/-2,7 35,6+/-3,5 349,6+/-217,5 41,4+/-9,3

 Как видно из таблицы на фоне проведения восстановительных мероприятий у сотрудников улучшилось самочувствие, снизилась тревожность и уровень психоэмоционального напряжения, улучшились показатели вегетативной регуляции. Однако, не все поддается измерению и можно выразить числами.

Необходимость соотносить функции лечения, обучения и сопровождения профессиональной деятельности имеет древние корни и особенно применима в рамках медико-психологического обеспечения лиц опасных профессий. И здесь использование психотерапевтических принципов традиционной медицины предоставляют новые возможности.

Эффективность восточных оздоровительных систем во многом определяется сочетанностью указанных выше составляющих. Многие ныне известные китайские методики психорегуляции и работы с резервами психики зародились именно при даосских храмах. Их появление обусловила сама практика жизни даосских монахов. Как известно, даосский храм был сосредоточием и местом развития боевых искусств, философии и медицины.

Функцию центра, совмещающего указанные выше традиционные принципы, можно охарактеризовать как энергоинформационное сопровождение, включающее медицинскую реабилитацию, психологическую коррекцию с обучением навыкам психорегуляции и валеологию.

Смысл подобного сочетанного воздействия на личность пациента помогает формировать механизм автоматического включения резервов саморегуляции психосоматического баланса, как в экстремальных ситуациях, так и в режиме каждодневного жизнеобеспечения, сокращая последствия от стрессовых реакций.

Данный подход к медико-психологическому обеспечению лиц опасных профессий позволяет предупредить возникновение ряда заболеваний, вызванных хроническими стрессами. На фоне психорегулирующих тренировок снижается риск возникновения патологии ЦНС, опорно-двигательного аппарата, систем, участвующих в поддержании гомеостаза.

Сегмент обучения в центре базируется на элементах психотерапии, эниологии и валеологии, объединенных в систему навыков, дающих человеку развитие психорегуляторных способностей, усиление его энергопотенциала и личной харизмы. На сегодняшний день в России существуют системы, где удачно скомпилированы и адаптированы для современного человека психоэнергетические методики, существовавшие в древности у разных народов, восстанавливающие целостность его духовной и физической составляющих. Но любые психо- и энергорегулирующие программы необходимо приводить в соответствие с профессиограммой лиц, для которых они предназначены.

Анализ развития личности с точки зрения энергоинформационных явлений, а также педагогические наблюдения в процессе обучения лиц опасных профессий позволяют утверждать, что неврозы, агрессия, низкий уровень восприятия информации, различные функциональные и органические нарушения объясняются первичными нарушениями энергоинформационных взаимоотношений организма со средой и нарушениями в циркуляции энергоинформационных потоков в организме.

Все люди связаны между собой и миром квантовыми полями, которые они излучают. Человек, стремясь к самовыражению, воздействует на все, что его окружает. Но весь спектр излучений человека являет собой квантовое выражение только тех аспектов индивидуальности, которые присущи данному человеку. То есть биополе человека содержит только то, что есть в самом человеке. Свойство психокоррелятивных квантовых полей человека таково, что они допускают их обладателя лишь только к тем предметам, к которым он стремиться в своих эмоциях, мыслях, словах и действиях. Поэтому он достигает лишь того, к чему бессознательно, то есть фактически устремлен. И одной из задач психорегулирующей тренировки является раскрытие значения фактора устремления к достижению цели. В человеке все поддается воспитанию. Энергоинформационный поток, исходящий от человека, также может изменяться по его усмотрению. «Человек сам определяет, каким ему быть» − считаются наставники восточных оздоровительных систем.

Восприятие объективного бытия стоит в прямой зависимости от психического состояния человека. В стрессовом состоянии и при наличии функциональных или органических нарушений происходит искажение адекватности восприятия и переработки человеком внешней информации. Также нарушается и ответная реакция организма, затрагивающая все энергоинформационные уровни. Потому, с позиций психотерапии, для гармоничного восприятия бытия человеку важно учиться поддерживать свой внутренний психоэмоциональный гомеостаз, генерировать в себе (самостоятельно или с помощью специалиста) чувства радости и любви, быть целостным, не противоречить себе и не изменять своей цели.

Для человека, профессиональная деятельность которого связана с риском, особенно важно развивать образное восприятие. В настоящее время вся система воспитания и образования ориентирована на формирование абстрактно-логического (левополушарный) типа переработки и усвоения информации. Это в значительной степени сужает возможности психики, природой изначально ориентированной на пространственно-образный (правополушарный) характер обработки информации. Умение сочетанного переключения с левополушарный на правополушарный тип и обратно дает ему возможность выйти на более высокий уровень развития. Истинное Знание обретается путем переключения мышления словами на видение образами, то есть при переключении с абстрактно-логического на образно-понятийный ряд. Поэтому так важно развивать в себе ассоциативно-образное восприятие окружающего, для чего в программе восстановительных мероприятий используется цветотерапия. Цвет в данном контексте выступает как энергия, носитель информации.

Человек учится внутренней концентрации и организации чувственного восприятия, корректировке психоэмоциональной сферы, учится приводить в соответствующее взаимодействие со своей психикой форму и содержание слова, цвет, геометрические пропорции и силуэт, жесты, голосовой режим и манеру самовыражения.

Большое внимание в должно уделяться и звукотерапии. Произносимый или услышанный звук несет в себе информацию определенного психического состояния, голографический код определенной мыслеформы, образа. Звук – это не только механическое колебание воздуха в пространстве. Он определяет энергоинформационное состояние материи и коррелирует с определенными планетарными и психофизическими ритмами, цветовыми параметрами.

Все вышеизложенное еще раз доказывает, что интеллектуальные и физические возможности человека в значительной мере зависят от параметров его энергоинформационного потенциала. Знание закономерностей изменения – корректировки этих характеристик позволяет влиять не только на состояние здоровья человека, но и на уровень его жизненных сил, процесс мышления и эмоциональной составляющей его мировосприятия

В наше время в продаже существует огромное количество литературы по психотехникам и различным энергоинформационным направлениям. В этом изобилии легко встретить древние источники, переработанные в коммерческих целях и адаптированные для понимания современных людей. Но если задаться вопросом, на чем основано это самое «понимание современных людей», придется согласиться с тем, что у современного человека отсутствует изначальное знание о мире и своем месте в нем. Поэтому его внутренняя позиция и критерии оценки чрезвычайно слабы, они основаны на отрывочных сведениях из разных культур, что принято в наше время называть эрудицией, но лишены целостности. Для поднятия собственных критериев оценки необходимо обучение базовым основам единого Знания о Мире.

Некоторые системы, стремясь опередить все традиционные эзотерические школы по скорости энергоинформационного развития, сознательно выдают своим слушателям полный карт-бланш относительно трансформации своего морально-культурного облика во время овладения навыками работы со своей энергетикой. На деле это заканчивается глубокой депрессией и разочарованием в своих возможностях.

Для сравнения, основной принцип познания на Востоке сводится к тому, что ученик не получает энергоресурсов, пока не созреет для этого морально, культурно и психологически.

Поэтому так важно подконтрольное овладение энергоинформационными навыками, мотивированное конкретными задачами комплексного подхода к реабилитации личности, профессия которой связана с частыми стрессовыми ситуациями. Грамотно составленная программа обучения дает стимул для самореализации и повышает уровень осознанности, тем самым, ускоряя процессы реабилитации.

Условия жизни большинства людей их склад мышления и привычки определяют ведение так называемого «вредного образа жизни». Этот режим стимулирует появление преждевременных проблем со здоровьем, в частности, хронических заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, разрушению нервной системы и иммунитета. Как показывает практика, о кардинальных переменах в повседневном жизненном укладе не может быть и речи. Остается создать медико-психологическую систему сопровождения, которая обеспечит профилактику, мобильную коррекцию и разгрузку психоэмоционального фона. Эта система сопровождения является ни чем иным, как восстановительной психотерапией.

Такого рода реабилитационный центр является по сути валеологическим островком здорового образа жизни, организации скорой энергоинформационной помощи, предоставляемой в любом режиме интенсивности, а также базовым учебно-оздоровительным комплексом.

В системе такой структуры должны быть созданы условия для полной реабилитации людей, живущих в режиме эмоционального перенапряжения, следствием чего являются снижение перцептивных возможностей органов восприятия, иммунодефицит и низкий уровень резервов адаптации.

Как известно, так называемые вредные привычки, и всевозможные допинги, которыми пользуются в обычной жизни, являются компенсаторными реакциями организма в ответ на агрессию окружающей среды, плохую экологию, постоянное эмоциональное перенапряжение, вызывающее стресс.

Специалисты отмечают, что только комплексное воздействие на организм человека в условиях адекватной релаксации нервной системы, неизбежно приведет к постепенному отказу от вредных привычек, сформирует сознательное и целенаправленное отношение самого пациента к своей проблеме в процессе внутреннего обновления.

Для кардинальной перестройки механизмов гомеостатической регуляции в этом случае необходимо определить уровень конституциональных резервов адаптации – психических и физиологических, а также степень их достаточности.

Целенаправленный психоэмоциональный тренинг в системе восстановительной психотерапии поможет выявить и нейтрализовать те подсознательные программы, которые стали причиной появления деструктивных черт в поведении человека и патологических процессов в физическом теле.

Таким образом, представляется целесообразным внедрение психотерапевтических принципов традиционной медицины в систему комплексного восстановления лиц опасных профессий, предусматривающих обучение навыкам психорегуляции, валеологии и осознанному отношению к своему здоровью, проводимого лечащим врачом, параллельно с предоставлением целевых консультаций. Это позволило бы комплексно отнестись к проблеме медико-психологического сопровождения лиц опасных профессий.

Мысленно вытащила ее из себя, высушила в печке, сожгла и развеяла из окна...


Улучшение коммуникативных навыков. Отзыв по результатам устранения излишней стеснительности...


Хочу выразить свою благодарность замечательному доктору, и Человеку Андрею Борисовичу Стрельченко!!! Этот доктор помог мне справиться с тяжелым психологическим состоянием связанным с личными отношениями...


Долгожданный второй выпуск журнала " 50 лучших биотопных аквариумов мира 2017 " уже доступен для покупки. Журнал можно приобрести всего за 300 рублей включая доставку почтой России.

Новый журнал! 50 лучших биотопных аквариумов 2017 года.