К сожалению, в доступных мне источниках я нашел только жесткую привязку понятия мужского здоровья к уровню тестостерона. Поэтому, со смелостью дилетанта, я определяю мужское здоровье, как совокупность физических, психических, душевных и духовных параметров, присущих мужчине, как биологическому виду, позволяющих ему с удовольствием выполнять свое жизненное предназначение.
Как видно из названия, проявление мужских поведенческих стратегий и сохранение мужского здоровья мною противопоставлены.
Естественно, что в повседневной жизни не всегда первое обязательно должно противоречить второму. Я специально несколько утрировал остроту проблемы, имея в виду клиентов, обращающихся ко мне за психотерапевтической помощью.
В столь просвещенной аудитории, к тому же исповедующей уважительное отношение к бессознательному человека, излишне доказывать очевидность важной роли инстинктивных, часто неосознаваемых реакций, влияющих на наше поведение.
Известно, что на ролевые модели поведения человека значительное влияние оказывают гендерные эволюционные программы, ведущие свой отсчет с момента зарождения жизни на земле. Ну, и, конечно же, на поведение человека, кроме эволюционных программ, влияет свобода воли, уровень духовного, интеллектуального развития, социальные стереотипы, опыт личностной истории и т.д., но и влияние эволюционных программ обязательно присутствует.
Согласно общебиологической теории дифференциации полов В.А. Геодакяна, главная эволюционная задача женского пола – сохранить накопленную в процессе жизни генетическую информацию. В то время, как мужскому полу эволюция предписала трансформировать генетическую информацию, предварительно апробировав ее на себе.
Поэтому мужчин можно назвать «испытателями жизни».
Именно поэтому мужчины более чувствительны и менее стойки к воздействию внешних факторов, что проявляется в их повышенной смертности. Общая продолжительность жизни женщин по сравнению с продолжительностью жизни мужчин выше во всем мире. Причем, чем хуже условия жизни, тем разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин больше. То есть женский организм более надежен.
Налицо - некий конфликт программ, когда стремление к выживанию особи противоречит стремлению этой особи к сексуальному контакту. Но, в результате, сексуальная программа оказывается преобладающей, что в итоге приводит к выживанию вида за счет вероятной смерти особи. И этой «особью», жертвующей собой ради эволюции, оказываемся мы — мужчины. Поистине — красивая смерть! Ради этого стоит умереть. Жизнь продолжается!
Но вернемся от промысла Всевышнего к нашей мирской суете.
Этот экскурс в нашу давнюю историю позволяет нам понять, что формирует непроизвольность нашего поведения. Именно на этой основе работают наши эволюционные поведенческие программы и формируются гендерные поведенческие стратегии.
В нашем общественном сознании отчетливо ассоциируется сексуальный контакт и смерть. Архетипы Эроса и Танатоса с древних времен занимали прочное место в культурных традициях многих народов. А ведь культурные традиции отражают жизненные реалии.
Наверное, неспроста некоторые мужчины подсознательно боятся вступать в близкие отношения с женщинами. Они стремятся убежать от подруги, когда отношения сформировались и подошли к определенному уровню глубины и интимности. Причем, сексуальные отношения такие мужчины могут рассматривать как удовлетворение неких физиологических потребностей. И, в то же время, они стараются не допускать эмоциональную близость с партнершей, считая это опасным для себя.
Другими вариантами такого «избегания смерти» могут быть: уход из семьи после рождения ребенка. Физический уход.
Или беспробудное пьянство папаши-алкаша. Этакий «виртуальный уход». Когда человек физически присутствует, тело, вроде бы, есть, а личности уже нет.
Конечно же, наш изворотливый разум, оттренированный в играх социума, находит массу объяснений такому поведению своего хозяина: «потеря внутренней свободы», «не люблю пеленки», «женщинам верить нельзя», «не встретил женщину своей мечты» и т.д. и т.п. Но в основе такого поведения — подсознательный страх смерти.
Генетический страх!
Оборонительная поведенческая стратегия обуславливается усилением у мужчины гиперматеринского комплекса, что на поведенческом уровне проявляется у мужчин негативными фемининных чертами: невыполнение своих функций, нарушение или затягивание договоров, обесценивание и игнорирование партнера, искажением фактов, перекладывание ответственности на других, распространение сплетен, интриганство и т. п. Это алкоголики, наркоманы, «неудачники», мужчины без вредных привычек, страдающие инфантилизмом в форме крайней безответственности. Такой тип поведенческой стратегии назван Скоттом Вецлером пассивной агрессией.
Говоря об этом, мне вспоминается недавнее резонансное покушение на худрука Большого театра, которому в лицо плеснули кислотой.
Я сейчас намеренно не касаюсь темы взаимоотношений полов. Ведь гиперматеринский комплекс приводит в реальную жизнь мужчины типичных для западной культуры авторитарных контролирующих женщин, декомпенсированных негативными маскулинными особенностями личности.
Следует признать, что на определенных уровнях противоречие между сохранением мужского здоровья и эволюционными поведенческими стратегиями существует.
Возникает вопрос: - Как же, все-таки, жить, чтобы и мужское здоровье сохранить, и не вымереть, как мамонты?
Психотерапевтические пациенты, обращающиеся по поводу своих сугубо «мужских» проблем, часто не умеют сохранять нужный баланс между «зовом предков» и сохранением здоровья. Интересно, что как первое, так и второе, иногда приобретающее форму чрезмерной мнительности и сенситивности, сильно портит жизнь мужчине. К сожалению, часто подобный дисбаланс родом из детства. А, значит, наиболее эффективным средством восстановления баланса является психотерапия.
Если у вас есть вопросы, свяжитесь со мной.
Он научил меня любить и уважать себя, с уверенностью смотреть на будущее...
Когда в нашей семье постепенно накапливающиеся проблемы стали угрожать браку, я решила обратиться к психотерапевту....
Мысленно вытащила ее из себя, высушила в печке, сожгла и развеяла из окна...