Лидерство психотерапевта как предпосылка эффективной психотерапии

 

«Самым поразительным в лидерах,

которым присуща высокая эффективность,

является то, как мало у них встречается общего….»

Ларри Осборн

 Феномен лидерства в последнее время является популярным и активно изучается специалистами в области психологии управления.

Это не случайно, так как ведущие специалисты в сфере менеджмента считают, что эру TQM (Total Quality Manager) – всеобщий менеджмент на основе качества в настоящее время сменяет эпоха TQL (Total Quality Leadership) - всеобщего лидерства на основе качества [5, 9].

Природе лидерства посвящено множество работ, начиная от Макиавелли, заканчивая Дж. Максвеллом – живым классиком современной теории лидерства [3, 4].

Такое обилие литературы обусловлено не только популярностью и непреходящей актуальностью феномена лидерства, но и сложностью максимально научно точного его описания.

В самом деле, до сих пор ни одна теория не может дать четкие критерии этого качества. Ни кто не может сказать, почему один и тот же человек в одних ситуациях становится лидером, а в других нет.

В данной статье речь пойдет о феномене лидерства в психотерапии в парадигме «психотерапевт - клиент».

 Закономерен вопрос: - Какое отношение имеет лидерство к качествам психотерапевта?

За этим ключевым вопросом выстраивается череда последующих вопросов.

Стоит ли вообще обращать внимание на то, есть ли у меня – психотерапевта, психолога - лидерские качества или нет?

Нужны ли они мне?

Что мне с ними делать, если они у меня, все-таки, есть?

Как быть, если я их у себя не обнаруживаю, а хочется быть успешным в профессии?

Для того, чтобы попытаться ответить хотя бы на часть из них, следует сначала освежить наши знания о лидерстве.

 Определений лидерства столь же много, сколько и пишущих о нем. Оставаясь верным этой славной традиции, сформулирую свое определение, которое, на мой взгляд, в наибольшей степени подходит к проблеме лидерства в психотерапии.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс влияния личности одного человека на поведение, отношения, чувства других людей.

Если исходить из данного определения, то психотерапевт, осуществляющий ЭФФЕКТИВНУЮ терапию, обязательно выступает как лидер по отношению к клиенту (или к группе клиентов).

Исследователей, занимающихся изучением феномена лидерства, занимает вопрос о том, за счет чего лидер оказывает свое влияние на свое окружение.

В попытке выделить черты личности лидера Э. Богардусом была предложена «теория черт» [1]. Исходя из этой теории лидер, в отличие от «нелидеров», должен обладать следующими личностными качествами:

  • острый ум,

  • твердая воля,

  • целеустремленность,

  • кипучая энергия,

  • организаторские способности,

  • готовность брать на себя ответственность,

  • компетентность,

  • способность внушать людям доверие.

В свою очередь, Е. Гизели, исходя из сформулированной им «концепции интеллигентности», выделил следующие качества личности лидера [1]:

  • интеллигентность в вербальном и символическом плане;

  • инициативность (способность направлять активность, желания в новом направлении);

  • уверенность в себе (благоприятная самооценка);

  • привязанность к своим сторонникам;

  • доминирование гендерного начала (мужественность - у мужчин и женственность - у женщин);

  • зрелость;

  • мотивационные способности.

Согласитесь, что все перечисленные выше индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с набором позитивных, но вполне обычных психологических и социальных признаков личности вообще, а не только лидеров. В тоже время, целый ряд выдающихся способностей людей на протяжении многих лет, а часто и всей жизни, оказывается невостребованным, не находит применения и не приводят к лидерству. Порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, и, наоборот, человек может иметь данные качества, но не являться лидером [6].

Если психотерапевт обладает всеми указанными качествами, то он уже как человек очень интересен и ценен. Но что еще есть такое у ЭФФЕКТИВНЫХ психотерапевтов, что позволяет их клиентам им верить и принимать их установки на внутренние перемены.

Очевидно эффект лидерства надо рассматривать в контексте конкретной ситуации. Только в момент «здесь и сейчас» могут проявиться (или не проявиться) качества лидера. Психотерапевт находит в себе лидерский ресурс и ведет за собой клиента. Клиент, в свою очередь, обязательно должен почувствовать в своем психотерапевте этот ресурс, а, почувствовав – откликнуться. Откликнуться доверием и стремлением измениться.

Закономерно, что такого рода взаимодействия обычно происходят в процессе психотерапевтической сессии. Эффективный психотерапевт сам формирует ситуацию, в которой его лидерский потенциал становится и понятен, и виден, и востребован клиентом.

В тоже время, проявив себя лидером, психотерапевт часто бывает «обречен» нести и распространять свою лидерскую для этого клиента функцию уже не только в ситуации психотерапии, но и вне ее. Возникает необходимость переноса своей ролевой модели лидерского поведения на другие сферы жизни – быт, семья, общение. Потому как, обучая бесконфликтному поведению на тренинге по «Управлению конфликтом», тренеру нельзя в перерыве брать за грудки администратора кафе и целиться пепельницей в официантку. Тренинг после перерыва можно и не начинать….

 Лидерство психотерапевта в глазах клиента формируется, прежде всего, на иррациональной основе, неосознаваемо. Логика, рассуждения, здравый смысл и прочая левополушарная атрибутика психических процессов включается потом. Сначала, как по К.С. Станиславскому: «Верю!».

Вот это «Верю!», наверное, и обуславливает конечный результат эффективной психотерапии. И возникает оно благодаря ХАРИЗМЕ психотерапевта.

О харизме, как качестве выделяющим одного человека среди многих, сейчас говорят много и везде. Иногда такого рода определения, небрежно брошенные в адрес яркого эпатажного представителя эстрадной попсы стертой сексуальной ориентации, девальвируют это емкое понятие.

Немецкий социолог М. Вебер дал такое определение харизмы: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям» [2].

Харизматическими личностями были основатели мировых религий - Будда, Моисей и Христос, создатели направлений внутри мировых религий - Лютер и Кальвин, великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Ленин, Троцкий, Ганди, Мартин Лютер Кинг и многие другие. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник. Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.

Счастливого обладателя харизмы отличает наличие ряда особенностей. Во многом именно благодаря этим особенностям лидер и привлекает своей харизмой сторонников [8].

Применительно к харизме психотерапевта эти особенности могут выглядеть так.

1. Отличаться от других. Это такие-либо внешние отличительные признаки во внешности, в одежде, в манере поведения, что выделяет этого человека от остальных.

2. Пережить озарение. Харизматичный психотерапевт получает благословение какой-либо значимой фигуры. Он осознает, что Высшие силы наделяют его особой миссией и на это может указывать какой-либо полученный им Знак. Это может быть незаурядное событие, вызвавшее неожиданное озарение.

3. Удивить сторонников. Харизматичный психотерапевт должен обладать какими-то особыми, удивительными способностями, техниками, возможностями. Это постоянный поиск и находки нового.

4. Придумать ритуал. Исполнение ритуалов занимает большую часть нашей жизни. Харизматичный психотерапевт часто придумывает и использует в своей практике ритуалы, обряды, эмблемы, знаки и пр. Например, ритуалы, завершающие тренинги.

5. Быть успешным. Успех – неизменные спутники харизматичного и эффективного психотерапевта. Если он перестает быть успешным, значит значительная часть того, чем он привлекает к себе людей, теряется. Удел харизматичного психотерапевта – быть успешным всегда и во всем.

6. Быть радикальным. В первую очередь это касается отношения к своим идеям. Отношение к ним у харизматичного психотерапевта может носить сверхценный характер. Или демонстрация сверхценного отношения к своим идеям. Например, некоторая подчеркнутая абсолютизация, радикализация своей точки зрения во время тренинга или проведения психотерапевтического интервью с клиентом.

7. Победить «врагов». У харизматичного психотерапевта, демонстративно абсолютизирующего свои идеи, не может не быть противников. И этих противников надо постоянно побеждать. И клиенты должны не сомневаться в силе своего лидера и в его победах. При этом лидер никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Он всегда отстаивает общие интересы, борется за общественно значимые ценности. Побеждать ведь можно не только внешних врагов, но и своих внутренних: лень, трусость, косность и пр. И, наверное, именно эти победы над самим собой являются самыми важными для харизматичного психотерапевта. Необходимое для харизматического образа демонстративное самоотречение, внешняя аскеза тоже проходит по этому разделу.

8. Проявить самостоятельность. Это одна из необходимых составных харизматического имиджа. Важно подчеркивать, что ты независим ни от кого, кроме, разумеется, своих клиентов. Прежде всего, это демонстрация независимости своей идеологии, своего мировоззрения. Харизматичный психотерапевт по определению не может быть исполнителем чьей-то воли, орудием в чьих-то руках.

9. Пробудить особые эмоции. Харизматичный психотерапевт вызывает у клиентов сильные эмоции. Сила этих эмоций может быть связана с их противоположной направленностью – бинарностью (по Л.С. Выготскому). Например, у клиента психотерапевт может вызывать трепет и уважение, робость и доверие. Иногда, для получения нужного эмоционального резонанса участников тренинга следует сначала испугать, а потом успокоить, или спровоцировать на конфликт, а потом быстро его погасить.

Лидерство в психотерапии имеет свои оттенки. Оно может быть информационным и эмоциональным.

Особенностями информационного лидерства являются: высокая компетентность, авторитет, опыт, эрудиция, знания, профессионализм, системность мышления.

Эмоциональное лидерство проявляется в доверии к нему пациентов. Эмоциональный лидер излучает доброту, внушает уверенность, снимает психологическое напряжение, создает атмосферу психологического комфорта.

Разумеется это разделение условное. Эффективный психотерапевт в процессе даже одной сессии умело меняет формы своего лидерства, попеременно делая акценты то на эмоциональной, то на информационной составляющей своего психотерапевтического воздействия. Однако у каждого психотерапевта свой стиль, свои акценты, и, на мой взгляд, подобное разделение правомерно.

 Внутренняя рефлексия, при умелом ее использовании, является надежным способом быть адекватным окружающей обстановке. Поэтому так важно периодически задавать себе вопрос: «Кто Я?» (здесь и сейчас).

Отвечая сам себе на этот вечный вопрос, у меня сложилась следующая типология лидерства в психотерапии. Основой для нее послужило известное разделение людей на психосоциотипы [6].

«Экстремал» - сенсорно-воспринимающий (СВ) психотерапевт-лидер (Дионисий). Наиболее яркой чертой СВ-психотерапевта-лидера является склонность к работе с пациентами, находящимися в критических экстремальных ситуациях. Его стихия – неотложная психотерапия, психотерапия острых состояний утраты, горя, острых стадий посттравматических расстройств. Ситуация, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения, деятельность в атмосфере риска и опасности, когда успех психотерапии зависит от безупречной точности его действий.

СВ-психотерапевта-лидера можно еще сравнить со скальпелем, безжалостно отсекающим безжизненные ткани для того, чтобы сохранить организм в целом. Лишенный сентиментального романтизма, практичный, здравомыслящий, доверяющий собственным импульсам, он незаменим в ситуациях, когда не до нюансов эмоциональных переживаний, а есть стихия, океан страстей, волны которых запросто могут опрокинуть утлое суденышко здравого смысла пациента.

В таком случае, мгновенно оценив обстановку, ориентируясь лишь на критерий целесообразности, СВ-психотерапевт-лидер хладнокровно гасит эмоции, анестезирует чувства, ликвидирует переживания. Во имя одного – дать возможность пациенту выжить, перенести тяжелые времена с минимальным ущербом для психики.

Пунктуальное следование детально проработанному плану действий для СВ-психотерапевта-лидера - и непосильная задача, и высокая вероятность неудачной психотерапии. Успех в неотложной психотерапии связан с постоянным мониторированием состояния пациента и гибким использованием широкого перечня психотерапевтических приемов и техник. Распорядок и долгосрочный план не для него.

«Ортодокс» - сенсорно-решающий (СР) психотерапевт-лидер (Эпиметей). Психотерапевт-лидер типа Эпиметемия с успехом работает с теми пациентами, для которых важны планомерность и надежность. Ситуации, в которых СР-психотерапевт-лидер эффективен, отличаются стабильностью и долгосрочностью.

СР-психотерапевт-лидер надежен. Его слово – закон. Все что он запланировал, будет исполнено точно в срок, согласно предварительной договоренности. Он учитывает многочисленные существенные подробности и детали событий в жизни пациента, нюансы его эмоциональной жизни и поведенческие особенности.

СР-психотерапевт-лидер серьезно относится к сохранению и исполнению традиций, обычаев, ритуалов, складывающихся в ходе его психотерапевтической практики.

Он склонен к проверенным традиционным, устоявшимся, имеющим многолетнюю историю психотерапевтическим техникам. Обычно он придерживается какого-либо одного направления в психотерапии и достигает в нем высочайшего профессионализма.

СР-психотерапевт-лидер больше всего ценит усидчивость, старание, пунктуальность.

«Стратег» - интуитивно-логический (ИЛ) психотерапевт-лидер (Прометей). Этому типу свойственно разрабатывать новые психотерапевтические технологии, подходы, концепции. У него прекрасно получается набросать основные положения новой психотерапевтической модальности, составить «идейный скелет» предстоящей программы психотерапии данного пациента, проявить изобретательность, интеллектуальное творчество и осуществить прогнозирование результатов терапии. Его не пугает отстаивание своих принципов перед любым числом оппонентов.

ИЛ–психотерапевт-лидер планирует будущее своего пациента на несколько лет вперед. Однако он не любит заниматься детальной проработкой текущих проблем пациента, оперативной коррекцией его состояния. Это обременительное и скучное для него дело. Рутина.

Он чрезмерно может полагаться на сообразительность пациентов и на их самостоятельность в систематических занятиях саморегуляцией.

ИЛ–психотерапевт-лидер холодно расчетлив и удивительно точен в своих прогнозах. Он всегда устремлен в будущее и поэтому не всегда обращает внимание на настоящее. Его пациенты – высоколобые интеллектуалы, склонные к самоанализу и педантичной самостоятельной работе над собой.

«Резонатор» - интуитивно-эмоциональный (ИЭ) психотерапевт-лидер (Аполлон). Он ориентируется на нюансы эмоционального состояния пациента, активно и успешно подстраивается, и достигает на этой основе эффективного контакта с ним. Он гибок в общении настолько, что может каждую минуту представлять именно того человека, которого желает видеть собеседник. Такое мастерство подстройки позволяет ИЭ–психотерапевту–лидеру создавать атмосферу взаимопонимания и искренней заинтересованностью личностью каждого пациента.

Свою психотерапевтическую стратегию он строит на доверительных отношениях с пациентом. Активно стимулирует его личностный рост.

ИЭ–психотерапевт-лидер в отношениях с пациентами демократичен. Настроен на поиск и реализацию, прежде всего, ресурсных возможностей пациента. Отлично входит в резонанс с эмоциональными реакциями пациентов.

Оптимистичен, энергичен, неутомим в деле совершенствования способностей пациентов.

 Для того чтобы лучше прочувствовать, может быть, где-то даже на архетипическом уровне, эти четыре типа психотерапевтов-лидеров, можно представить четыре части света: Север, Юг, Запад, Восток.

Тогда, в соответствии со своими характерными особенностями психотерапевт-Дионисий-экстремал расположится на Западе. Как символ типичного западного кризис-менеджера, который приходит тогда «когда хуже не куда», разруливает сложную ситуацию и уходит (туда, где «еще хуже»).

Психотерапевт-Эпиметей-ортодокс займет восточную часть света. Восток – это всегда, прежде всего, традиции, которым надо неукоснительно следовать. Это – корни, припав к которым можно стать сильнее.

Психотерапевт-Прометей-стратег хорошо будет чувствовать себя на Севере. Его холодный рациональный прогностический ум легко выстроит стратегию развития личности.

Психотерапевт-Аполлон-резонатор со своим душевным теплом, умелым индивидуальным подходом к личности каждого пациента легко согреет озябшую душу и поможет ей взрастить нужные качества. Цвети – дерево жизни!

 Лидера нельзя назначить. Он приходит сам. Тогда, когда в нем есть потребность.

В психотерапии также: по штатному расписанию ты – психотерапевт, и к тебе идут клиенты, и ты с ними работаешь. Работаешь профессионально, как учили. Но для некоторых ты становишься лидером, а для некоторых – нет. Эффективность психотерапевта-лидера выше. Ему больше доверяют, ему ВНИМАЮТ, за ним идут. Ответственности у психотерапевта-лидера больше, но ведь на то он и лидер. Такова цена успеха.

Пожалуй, самым важным представляется то, что все выше изложенные и многие оставшиеся за пределами этой статьи лидерские качества можно сформировать. Свидетельство тому – тренинговый цикл «Самоменеджмент лидера», который уже год как успешно проводится с кадровым резервом компании «Норильский никель» [7].

 Литература:

1. Абашкина Е. Косолапова Ю. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. – 1993. - № 4.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

3. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. — М., 1999.

4.Максвелл Д. 21 качество лидера. http://www.ustinow.ru/?resultpage=1&s=8&d_id=165.

5. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. — М., 1999.

6. Столяренко Л.Д. Психология управления. М., 2007. – 507 с.

7. Стрельченко А.Б. Самоменеджмент лидера. Методическое пособие. М.-Мончегорск, 2010. – 27 с.

8. Харизматичность лидера. http://becomerich.ru/mlm006.html.

9. Izuka Y. Quality management in Japanese industry. — General view. — Private communication of Prof. H. Tsubaki from Tokyo, Japan, 1999.

Статья иллюстрирована картиной А. Фадина (http://www.art-3000.com/artist/?id=3003&s=1).

Все началось с неприятной ситуации, работая в пожарной охране, в одну из тренировок я не смог пройти дымокамеру...


Мысленно вытащила ее из себя, высушила в печке, сожгла и развеяла из окна...


Спасибо Вам огромное за помощь, которую Вы оказали мне в очень тяжелый момент жизни. Я была просто в катастрофическом состоянии...


Долгожданный второй выпуск журнала " 50 лучших биотопных аквариумов мира 2017 " уже доступен для покупки. Журнал можно приобрести всего за 300 рублей включая доставку почтой России.

Новый журнал! 50 лучших биотопных аквариумов 2017 года.